Говорят, что Москва стоит на пороге цветной революции. Если митинги и протесты 30-летней давности привели к власти Березовского, Чубайса, Абрамовича и «семибанкирщину», то кого ведут во власть Алексей Навальный и его апостолы? Отсюда вопрос вопросов: кого их теневые хозяева готовят на смену Путину и когда это может произойти? Обо всём этом, а также «членовозах» за 18 млн рублей для министров Медведева и его навязчивой идее о четырёхдневной рабочей неделе – очередная «стрелка» главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА и экономиста Михаила ДЕЛЯГИНА.
– МИХАИЛ, смотрю я на прошедшие московские митинги оппозиции и вспоминаю своё боевое детство ровно 30 лет назад, когда готовился съезд народных депутатов РСФСР.
И я громил тогда на митингах КПСС и в числе других журналистов стал депутатом съезда. Митинги на Манежной площади в Москве собирали и по сто тысяч человек!
Сегодня похожая картина. Алексей Навальный и его коллеги, которых можно назвать журналистами, тоже хотят попасть в депутаты. Что из этого может получиться? Мы, например, на своих плечах принесли во власть Егора Гайдара, Чубайса и всю так называемую «семибанкирщину». А революционеры – кто помер давно и в нищете, как отец Глеб Якунин, кто-то продолжает биться с ветряными мельницами, как Лев Пономарёв.
У тебя нет чувства повторения событий 30-летней давности? И кого нынешние оппозиционеры принесут во власть на своих плечах?
– Сейчас, естественно, происходит нечто подобное. Идёт так называемый процесс поиска пути «транзита власти», это когда В. Путин должен оставаться у руля и после 2024 года.
– Но митинги протеста в Москве касаются выборов в Мосгордуму 8 сентября и выборов губернатора Санкт-Петербурга.
– Да, но в результате этих региональных выборов у нас будет проведена перебалансировка политической системы. Уже подготовлено несколько вариантов реформ Министерства внутренних дел. Но главный вопрос – кто станет новым премьер-министром. По Конституции, это сменщик президента, если с ним что-либо случится.
– Я считаю, что московские митинги оппозиции направляются кем-то лишь для того, чтобы дискредитировать мэра Москвы Собянина. Давно говорят, что именно он главный претендент на пост премьера. То же самое было, когда 30 лет назад реальной причиной организации митингов была скорая делёжка гигантской советской собственности. Партийные кланы толкали людей на баррикады один против другого. Чего делят сегодня?
– Место наследника президента. Логика такая: мы поставим сейчас такого-то человека премьером. И если с пока ещё действующим президентом что-нибудь случится и премьер станет президентом, мы хотим быть его владельцами на правах собственности.
– А чего к этому сейчас-то готовиться? Путин завершит свой президентский срок только в 2024 году.
– Когда мы говорим о том, кто будет следующим президентом, нам кажется, что это про 2024 год. Но люди смотрят на значительно более близкое время. Есть такой забавный деятель у Медведева – министр, прости господи, экономического развития по фамилии Орешкин. И вот этот самый «прикол» вдруг начал рассказывать, что у нас всё очень плохо и ситуация в экономике вообще может взорваться уже в 2021 году. А имеет он в виду скорее не экономику, а политику. Так что в сентябре нынешнего года будет первая репетиция, осенью 2020‑го – вторая, а в 2021 году – очередные выборы в Госдуму. Плюс в 2020-м ожидается начало мирового спада экономики. Так что серьёзные коммерческие люди, которые работают на западные корпорации, и наши либеральные олигархи планируют приход к власти своих людей. Таким образом, господина Собянина вполне могут потянуть «наверх».
И это не значит, что для либералов, стоящих за Навальным, он плохой! Он и в самом деле не классический либерал, но либеральному клану нужен серьёзный человек с влиянием в регионах. Человек, который способен не просто балансировать между финансовыми группами, а влиять на них напрямую. Который способен разговаривать с ними на их языке.
– Получается, что либеральный клан поставил на Собянина…
– Не факт, что поставил, но может поставить.
– Но митинги, как говорят, были как раз против Собянина.
– Как интерпретировать события в сфере медиа – это другой разговор. Но сейчас начинает складываться либеральный консенсус по поводу того, что С. Собянин может им подойти. Именно он может выстроить отношения с силовиками так, чтобы все были довольны. Помните, был такой премьер Черномырдин…
– ВИКТОР Степанович, «никогда такого не было, и вот опять!»
– Он как раз был представителем либерального клана, не принадлежащим к этому клану. Он прекрасно наладил контакты со всеми – и Чубайсом, и Березовским, и всей «семибанкирщиной». Он сбалансировал ситуацию и держал её очень долго, пока весь бюджет не был разворован к 1998 году.
– А противовес есть этому либеральному клану?
– Я его не вижу.
– Так чего либералам Медведева-то менять? Пусть сидит хоть сто лет.
– Либеральный клан подбирает сейчас человека, который смог бы стать президентом.
– Я начал с того, что мы на своих плечах принесли в Россию «семибанкирщину», не ведая этого. Кого на своих плечах принесут во власть Навальный, Соболь и другие, которые будут биться за свою правду? Кто эти люди?
– Среднее звено мы не знаем. Это такие «Орешкин light», Дворкович. Но за ними будут стоять люди системы. Тот же бывший глава ельцинской администрации Александр Волошин.
– Да какой же он молодой?
– Он не молодой, но у него незамутнённое стратегическое мышление, у единственного в либеральном клане. Это Чубайс, который показал Путину прибыль в «Роснано» и остался во главе «Роснано». Зачем им уступать дорогу молодым? Геронтократию в России никто не отменял и зачем Чубайсу или Кудрину кому-то уступать своё тёплое место? Другое дело, что они привлекут новых братьев условно «Магомедовых», чтобы те для них пилили бюджеты и в случае чего – садились.
– А как же Путин? Чего ждёт, когда Волошин и Чубайс принесут ему подарок вместе с митингами оппозиции?
– Осознанная опасность есть нейтрализованная опасность. Поэтому, когда кого-то хотят ликвидировать, делают всё для того, чтобы он до последней минуты не понимал, что с ним делают. Так было с Милошевичем, с Саддамом Хусейном, Каддафи. Все они думали, что обрели дружбу с Западом.
– Путина не назовёшь другом Запада. Наоборот, он самый главный его враг, по-моему.
– Совершенно верно. Тем не менее его «варят в кастрюле, в которой очень медленно повышают температуру воды». Так что ему пока комфортно. Он спокойно занимается разоружением, борьбой с проклятой Америкой, которая опять придвигает к нам ракеты, как в 1983 году, шок от чего породил горбачёвскую капитуляцию.
Он мыслит борьбой с терроризмом. Эта практика называется размыванием внимания. Внимание Путина размывают ненавязчиво, размывают на предстоящую глобальную депрессию, на Китай, на противостояние, на возвращение в Европу…
К тому же как политическая личность он сформировался под влиянием А. Собчака. Он сформировался в среде, где ему оказывали услуги и Кудрин, и прочие его друзья. А он друзей не предаёт. А его может предать только друг.
– Объясни некоторые решения правительства. Приходит к Путину Рогозин и предлагает запустить в космос робота Фёдора. Это бесполезная кукла, с которой Рогозин подставил Путина, когда космический корабль не смог пристыковаться к МКС. И сообщило об этом НАСА, а не «Роскосмос». Двойной позор.
Кукла голосом Левитана пробормотала гагаринское «Поехали!». Как смел Рогозин дойти до такого кощунства? Ты знаешь, сколько стоит пуск пилотируемого космического корабля? Это три миллиарда рублей с копейками. Миша, это что такое?! Как можно втюхать нашему президенту куклу, которая дёргается с помощью проводков и напичкана китайскими деталями, что запрещено в нашей космонавтике – детали должны быть только свои!
– В федеральном бюджете без движения лежат 13 триллионов рублей. 13 триллионов! Три миллиарда на этом фоне – тьфу!
– Спалить три миллиарда – это тьфу?!
– Их без микроскопа не увидишь.
– Да…
– Это вообще ничто для этих людей. То, что на три миллиарда несколько десятков городов год могут жить…
– Можно построить полтора огромных мусоросжигательных завода за эти деньги. Но это ещё не всё.
Любимый антигерой моей газеты Денис Мантуров – министр промышленности и торговли – заявил 23 августа, что начинается продажа автомобилей «Аурус» по цене 18 миллионов рублей каждый и что к 2021 году каждый российский министр будет ездить на этом российском автомобиле. В правительстве 33 министерства. По 18 «лимонов» на каждое – это полмиллиарда рублей. При этом есть закон, который приняла Государственная дума, – чиновники могут ездить на автомобилях по цене от 1, 2 до 3 миллионов рублей. Мантуров что – законов не знает?
– Господин Мантуров – это человек, который сказал, что «Суперджет-100» – самолёт очень хороший. А Ту-334 – плохой, потому что Россия может его производить, не попадая в зависимость от Запада. То же самое и про «Аурус». Это его жизненная позиция. Да, в законе написано, но вы хотите сказать, что министр правительства Медведева знает что-то о каких-то законах?
В Конституции записано, что граждане Российской Федерации имеют право на жизнь, и это означает гарантированный прожиточный минимум. У нас в стране много лиц, которые имеют доход ниже прожиточного минимума. По калорийности этот якобы «прожиточный минимум» примерно соответствует тому, что получали в сталинских советских лагерях немецкие пленные во время войны. НКВД гарантировал немецким военнопленным эту калорийность.
– Новый прожиточный минимум объявлен сегодня Минтрудом. Это 11 185 рублей в среднем. Пенсионерам – 9236 рублей и детям – 11 004 рубля. Ты про калорийность говоришь. Но военнопленному не надо было платить за ЖКХ, за квартиру, за одежду...
– За лекарства…
– Да, пленному немцу клизму всё равно вставят бесплатно. А здесь?
– Ну послушайте, пенсионеры для нынешнего правительства Медведева и прочих либералов – это люди, которые тратят ресурс. Это Сталин говорил, что пенсия – это зарплата, которую государство платит за воспитание внуков. Для нынешнего руководства страны – это люди, которые просто прожигают деньги, – как иначе объяснить пенсионную реформу…
– И последний на сегодня вопрос. Радостный и позитивный. Медведев – сокол наш ясный – заявил, что мы скоро перейдём на четырёхдневную рабочую неделю. И приказал всем ведомствам и министерствам приготовить свои предложения, чтобы это не отразилось на заработной плате населения, и мы станем первой страной в мире, которая перейдёт на четырёхдневную рабочую неделю.
– Инициатива Дмитрия Анатольевича Медведева выдаёт в нём человека, который никогда не работал. Или по крайней мере забыл, для чего нужно работать: чтобы на жизнь зарабатывать. Для этого нужно отработать какое-то количество часов в неделю.
Пятидневка почему? Потому что человек не может работать интенсивно долго, он психологически устаёт. А усталость на самом деле – это износ организма. Восьмичасовая рабочая неделя была придумана не потому, что этого добились рабочие в конце XIX века. А потому, что это время, за которое организм не успевает износиться. Пять дней по 8 часов я поработал, потом отдохну и восстановлюсь к следующему рабочему циклу.
Если при 4-дневной рабочей неделе не будет падения заработной платы, это будет означать повышение качества организации труда, внедрение роботов. Но их не будет, потому что есть дешёвые гастарбайтеры, они исключают возможность научно-технического прогресса.
– И робота Фёдора на всех не хватит.
– Робота Фёдора послали на… то есть в космос, а не на производство. Значит, в течение недели нужно работать прежнее количество часов. Значит, не 8-часовой рабочий день, а 10-часовой. Это значит, что восстановиться я не смогу. Это то же самое, что работать не до 60 лет, а до 65. Но при нашей жизни человеческий организм изношен уже к 60. А тут ещё работать 10 часов в сутки подряд! Да, огромное количество людей вынуждены работать и по 14 часов подряд, и пять дней в неделю. Но извините – они это делают, нарушая Трудовой кодекс. Я думаю, что Медведев демократично предоставит людям выбор: или получать меньше денег, или убивать себя более длительным рабочим днём. А потом три дня бухать.
– Пойдём и мы отдохнём!