> Продавленные и притесненные - Аргументы Недели Иркутск

//Политика 13+

Продавленные и притесненные

№  () от 16 июля 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]

В безобразный фарс превратились прошедшие 11 июля в думе Иркутска публичные слушания по вопросу внесения поправок в городской устав. Суть поправки — изменение процедуры голосования на выборах мэра. Увы, речь не шла о том, что иркутяне снова смогут самостоятельно голосовать за градоначальника. Пока он будет выбираться все так же из числа депутатов думы. Инициаторы поправок лишь задумали сделать это голосование не открытым, как сейчас, а тайным. Обсуждение получилось горячим, предложение раскололо думу на два лагеря: сторонников и противников замысла. К сожалению, ни те, ни другие «народные» избранники, кажется, до сих пор не поняли: не стоит ворошить эту тему, пытаться на ней заработать политические очки. Жители Иркутска прекрасно помнят о том, что именно эти депутаты четыре года назад дружно и скопом проголосовали за отмену всенародных выборов мэра.

Предложение о внесении изменений в Устав Иркутска и замене процедуры открытого голосования за кандидатуру мэра на тайную группа депутатов из 20 человек внесла в конце мая. Напомним, что именно из числа депутатов городской думы, которых жители Иркутска изберут 8 сентября, и будет затем выбираться мэр. По действующим сейчас правилам, за кандидатуру градоначальника депутаты голосуют простым поднятием рук. Для победы кандидат в мэры должен набрать не менее 2/3 голосов от числа всех депутатов.

Внесение инициативы совпало сразу с несколькими важными политическими событиями, о которых стоит упомянуть. Так, накануне произошел конфликт региональной верхушки «Единой России» и мэра Иркутска Дмитрия Бердникова. Последний даже высказывался в духе: «интересы руководства реготделения «Единой России» не совпадают с интересами горожан». Следствием этого случился раскол в городской думе. Часть депутатов, видимо оставшихся «под крылом» региональных единороссов, тут же начала атаки в адрес градоначальника и его команды, инициируя громкие разбирательства результатов работы иркутских МУПов. Оставшаяся часть избранников в основном помалкивала.

За прошедшие полтора месяца сторонам конфликта вроде бы удалось договориться о некоем «перемирии». Во всяком случае по итогам прошедшей 11 июля региональной партийной конференции «Единой России» в списках кандидатов, утвержденных для участия в предстоящих 8 сентября выборах депутатов думы Иркутска, оказались как сам Дмитрий Бердников и его команда, так и недавние противники. Однако состоявшиеся в этот же день публичные слушания по внесению изменений в устав города показали, что перемирие носит формальный характер.

Мероприятие, продлившееся около трех часов, по большей части состояло из речей жителей города — учителей, общественников, спортсменов, ветеранов. Одни поддерживали замену открытого голосования на тайное, другие (их было большинство — «АН») — критиковали инициативу. Учитывая похожесть речей выступающих, сложилось впечатление, что они вольно или невольно оказались заложниками сторон политического конфликта. Тем интереснее было выслушать непосредственно депутатов, каждый из которых наверняка лучше знал подоплеку вопроса.

Депутат Алексей Савельев, выступая за тайное голосование, аргументировал позицию тем, «чтобы депутаты голосовали за кандидатуру мэра, не боясь преследований». При этом он зачем-то припомнил депутата Госдумы РФ Наталью Поклонскую, высказавшуюся против пенсионной реформы и после этого лишившуюся поста председателя комиссии ГД. Неужели по его логике народный избранник может выражать свою позицию лишь исподтишка, тем более по важнейшим для граждан вопросам? Думается, что та же Наталья Поклонская о своем поступке нисколько не жалеет, и уж точно не опасается плевков в спину на встречах с людьми. Хотя, если депутату важнее какие-то посты и привилегии, то логика Алексея Савельева становится более понятной.

Немного разоткровенничался депутат Юрий Коренев, в своей эмоциональной речи поведавший, что в 2015 году при выборе мэра на депутатов оказывалось беспрецедентное давление, в том числе и со стороны губернатора. В этом признании его поддержал и Алексей Колмаков. Интересно, возьмут ли на вооружение новый прием завоевания симпатий избирателей их коллеги статусом выше? Ждать ли нам спустя два-три года откровений от госдумовцев на тему «как на нас давили во время принятия пенсионной реформы и повышения налогов»?

Сторонники открытого голосования, депутаты Антонина Корочкина (директор школы №31), Михаил Корнев (директор Иркутского городского театра народной драмы), Владислав Свердлов (руководитель МУП «Центральный рынок») в своих выступлениях придерживались схожей позиции: «люди должны знать, за кого голосуют их депутаты, когда избирают мэра». Насколько искренни их убеждения, судить трудно, хотя бы потому, что все они, как подметил Алексей Савельев, в определенной степени зависимые люди.

Голосование по изменению в Устав Иркутска, с учетом прошедших слушаний, пройдет в думе на ближайшем заседании. Однако важно не это. Важно то, что меньше чем через два месяца намечены выборы нового состава депутатского корпуса. И многие действующие депутаты собираются занять свои кресла еще раз. Между тем именно они (31 депутат — за, один — против, один — воздержался) 23 марта 2015 года внесли в устав изменения, отменяющие прямые выборы мэра города. Практически все из них в прошедшие пять лет бесхребетно помалкивали, оживившись лишь накануне переизбрания. Большинством их голосов в прошлом году был лишен мандата коллега-депутат Сергей Юдин, который поднимал острые вопросы задолго до того, как это стало «модным». Все эти факты не назовешь иначе как стыдными и позорными. Достойны ли такие люди переизбрания после подобного или в думе им не место — решать, без сомнения, каждому из иркутян.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте