Представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнев усиливает аппаратные позиции. Хотя под него «копают» и конкуренты, и противники.
ГОВОРЯТ, что именно он пролоббировал передачу в состав ДальФО Республики Бурятия и Забайкальского края из Сибирского федерального округа. Указ президента об этом вышел 3 ноября. Якобы В. Путину понравилось его предложение выправить экономическую и социальную ситуацию в этих регионах за счёт дотаций и льгот программ развития Дальнего Востока. Но говорят и о других целях этого новшества.
Теперь вся торговля с Китаем по российско-китайской границе, не считая небольшого участка российско-китайской границы в Республике Алтай, находится под контролем г-на Трутнева. Едва ли президент не учитывал этого обстоятельства: скорее всего, это некий шаг навстречу Пекину, заинтересованному в концентрации темы приграничной торговли и связей приграничных регионов Китая и России в одних руках.
Тем временем в самом Приморском крае жизнь тоже не стоит на месте. Исполняющий обязанности губернатора края О. Кожемяко, как утверждают местные источники, почему-то считает и уверен в том, что население края его любит, поскольку он местный. Кроме того, для укрепления такой народной любви к нему он выстраивает образ простого человека. Пусть богатого и облечённого властью, но вышедшего из народа. Например, устраивает по утрам спортивные пробежки, как говорят, без охраны.
Между тем среди местных «элит» есть и такое мнение, что настроения у населения несколько иные. И в отношении него идут следующие разговоры: не местный он, не наш. Им рулят «московские понаехавшие». И это его озадачивает. Он считает, что сам выиграет выборы, а «понаехавшие» из Москвы технологи, вместо того чтобы помогать, его «гасят».
Говорят при этом, что местные полит- и бизнес-круги О. Кожемяко боятся, хотя он провёл много встреч с представителями этих кругов. Где давал и даёт понять, что собирается выстроить в крае жёсткую «вертикаль» с собою во главе. А в крае традиционно существует «договорно-доменная система». От него ждали, что он в эту систему будет встраиваться, и были готовы ему какие-то «куски» уступить, и вдруг испугались, что он хочет всё подмять под себя и даже не скрывает этого.
При всём при этом в крае известно, что г‑н Кожемяко обещал президенту России В. Путину, что в случае неудачи на выборах он возвратится на пост губернатора Сахалинской области. Поэтому он оставил там «на хозяйстве» и.о. губернатора свою двоюродную сестру, и нового губернатора не назначают. Этот момент популярности О. Кожемяко не добавляет, скорее убавляет.
Главным противником О. Кожемяко на выборах остаётся А. Ищенко. Он выиграл сентябрьские выборы как кандидат от КПРФ, но их результаты были отменены. На новые выборы он пойдёт самовыдвиженцем после консультаций с некоторыми группами полит- и бизнес-кругов во Владивостоке и Находке. Ему обещана максимальная помощь, в том числе и для преодоления «муниципального фильтра».
И ещё о некоторых моментах ситуации с подготовкой новых выборов губернатора Приморского края. Якобы г‑н Кожемяко остался недоволен тем, как команда С. Кириенко курирует предстоящие выборы. При этом особую роль играет полпредство и полпред президента России в ДальФО Ю. Трутнев. Говорят, что там заинтересованы в неубедительной победе О. Кожемяко, чтобы сделать его более зависимым от полпредства. Мало того, хотят, чтобы и в Кремле поняли, что своей победой на выборах О. Кожемяко обязан работе Ю. Трутнева, а не сотрудников АП.