Аргументы Недели Иркутск → Политика № 43 (636) от 1.11.18 13+

«Пятилетка — это управляемое развитие»

, 09:35

Иркутская область продолжает собирать с муниципалитетов и жителей предложения, которые могут быть полезны в процессе подготовки Государственного плана социально-экономического развития региона на 2019-2023 годы. Напомним, что с инициативой иркутской «пятилетки» в начале лета выступил первый секретарь областного комитета КПРФ, губернатор Иркутской области Сергей Левченко. В короткий срок региональные власти перешли от идеи к детальному наполнению плана. Уже получено 459 предложений от жителей 31 муниципального образования Иркутской области, что составляет почти 74% всех муниципальных образований. Охвачено более чем 30 тем.

«Хочу заметить, что это не попытка вернуть старый советский Госплан. Регион пытается адаптировать этот инструмент к сегодняшним реалиям и фактически первым в России выработать, а затем опробовать новый механизм долгосрочного детализированного планирования, — подчеркивает Ольга Носенко, депутат Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва от партии КПРФ, вице-спикер ЗС, член комитета по собственности и экономической политике. — В плане «пятилетки» будут заложены конкретные целевые цифры, а это значит, что у жителей области будет возможность сверить ориентиры и фактические результаты. Пять лет пролетят быстро. И будет за что и с кого спросить. Это не размытые обещания власти. Это четко взятые на себя обязательства. В комитет по пятилетнему планированию развития Иркутской области привлечены лучшие специалисты — министры правительства, эксперты международного и федерального уровней».

Напомним, что общий вектор развития региона определяет Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Она утверждается субъектом, а потом подлежит согласованию на федеральном уровне. Проект стратегии принят областным Законодательным собранием в первом чтении. В окончательном варианте документ должен быть одобрен до конца 2018 года.

По словам Ольги Носенко, понятия «стратегия» и «план пятилетки» стоит разделять. Второе конкретизирует первое. «И это не диктатура власти. В настоящий момент в планирование вовлечен широкий круг участников, — объясняет вице-спикер. — Учитываются мнения и предложения экспертов, а также всех активных жителей региона. Важно, что муниципалитеты активно поддерживают идею «пятилетки». Ведь именно они у себя на местах будут воплощать намеченное в жизнь. Особую заинтересованность проявляют такие города, как Свирск, Бодайбо, Усть-Кут. Их будущее связано с определенными, вполне понятными крупными инвестиционными проектами. И понятно, что хотелось бы иметь четкие ответы на многие связанные с ними стратегические вопросы: кто будет готовить квалифицированные кадры для новых производственных площадок, что будет с инфраструктурой».

Очевидно, что нынешняя экономическая модель Приангарья завязана на добывающей отрасли. Сегодня на добывающий сектор приходится 26% валового регионального продукта, и объем добычи из года в год продолжает расти. «Наличие таких ресурсов, как нефть и лес, на самом деле может стать той базой, на основе которой можем выстроить глубокую переработку, — считает Ольга Носенко. — Наши природные богатства — наше преимущество, но ими важно правильно распорядиться. Не бездумно переправлять их соседям, а сделать базисом для производства в регионе продукции с высокой добавленной стоимостью. В итоге это позволит нам эффективно решать социальные проблемы. Посмотрите на перечень задач на ближайшие пять лет, который был озвучен губернатором. Во главу угла поставлен человек — решение его жилищных проблем, достойные зарплаты, безопасные и доступные продукты питания. Но мы понимаем, что просто увеличивая блок социальных выплат из бюджета, мы не сделаем ситуацию благополучной. Важно параллельно обеспечить рост поступлений за счет роста высокоэффективных современных производств».

Даже обывательский экспресс-анализ лесной отрасли, например, показывает: это направление требует принципиально иного подхода.

«В этом виде деятельности формируется огромное количество не вовлеченного сырья — отходы лесопиления и остатки, которые бросают в лесу после вала древесины. По оценкам министерства лесного комплекса, более 11 млн кубометров данного сырья никак в процесс не вовлечено. Это огромный объем, колоссальные цифры. Мы уже сегодня понимаем, что мы будем должны делать с этим в течение ближайших пяти лет, — говорят региональные власти. — Первое — это производство топлива в виде пеллет или брикетов. Вся Европа, к примеру, сегодня стремительно идет к тому, чтобы топить не углем, а этим экологически чистым сырьем. Очень большой спрос. И вторая тема — фактически НИОКР — извлечение белка из отходов древесины для последующего производства кормовых продуктов. Это абсолютно новое направление — то, чего в нынешней структуре экономики Иркутской области нет вообще».

В том же ключе идет анализ и других значимых для региона направлений — нефтегазового, аграрного сектора, системы подготовки кадров, транспорта и так далее. Долю переработки в структуре валового регионального продукта планируется увеличить с 13% до 16%. Кому-то такой рост может показаться незначительным, но на самом деле такая переориентация может стать хорошим импульсом для всей региональной экономики, в лучшем смысле переломным моментом для социальной сферы и настроения жителей области. В России долгосрочного планирования не было вот уже 30 лет, и именно это привело к падению уровня управления, считают в КПРФ. Чиновники живут одним днем, а люди не чувствуют уверенности в своем будущем и будущем своих детей. Миф о свободном рынке, либеральной экономике навязан населению группой олигархов, перегоняющих капиталы за рубеж. Сильные экономики, напротив, всегда планируют свое развитие, бережно расходуют деньги, предпочитают долгосрочные капиталовложения с высокой социальной отдачей

«Госплан — это, несомненно, новый способ достижения новых результатов для нас. С этим я полностью согласна, — говорит Ольга Носенко. — Действительно, Иркутская область находится в состоянии реформирования, уточнения, обоснования приоритетов. В каком-то смысле мы меняем свои собственные мозги. Не говорю, что будет легко достичь целевых показателей. Например, сейчас у нас годовой объем инвестиций порядка 257 млрд руб. К концу пятилетнего периода эту цифру планируется увеличить как минимум до 500 млрд руб. Я со своей стороны как заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области и член комитета по собственности и экономической политике буду способствовать тому, чтобы приблизить фактические достижения региона к ожиданиям жителей. Важно обеспечить законодательную основу для реализации больших планов. Первый этап — до 1 января принять стратегию социально-экономического развития Иркутской области, а затем еще один коллективно подготовленный документ — план реализации этой стратегии, где как раз и будет отображено все, что мы сегодня подразумеваем под нашей региональной «пятилеткой». Этот опыт, уверена, будет полезен не только для области, но и перспективен для страны в целом».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram