Аргументы Недели → Политика № №40 (633) от 11.10.18 13+

Оружие XXI века – умение быстро запудрить мозги

, 18:57

Хорошо известна истина – нет пророка в своём Отечестве. Это о том, что, даже услышав некие грозные предупреждения о грядущей катастрофе от местных политиков или учёных, мы, как правило, им не верим. Или относимся поверхностно, с известной долей скепсиса. Это, в частности, касается предупреждений о целенаправленном стремлении стран Запада сделать с Россией что-то такое, что она либо перестанет существовать, либо съёжится ещё больше, чем после распада СССР.

Но мы, как говорил Борис Ельцин, – «рассиане» – внимательно прислушиваемся только к чужим пророкам. Сегодня тот самый случай. Есть в Вашингтоне (США) The Center for Strategic and International Studies, CSIS. По-нашему – Центр стратегических и международных исследований. Его аналитика является основой для правящих в США кланов по принятию стратегических решений о важнейших направлениях американской политики на долгие годы вперёд. Последний доклад от 26 сентября 2018 года посвящён когнитивным войнам, кибербезопасности и использованию информации в качестве оружия против США. Автор Джеймс Эндрю Льюис – старший вице-президент CSIS.

Попробуем привести главные мысли этого документа с некоторыми комментариями. Доклад размещён на сайте CSIS в открытом доступе. Перед погружением в доклад напомним вот о чём. Когнитивный процесс – это действие, в ходе которого человеческим сознанием производятся обработка и фильтрация приходящей извне информации. Если просто – это когда по нашим мозгам ежеминутно ездит асфальтовый каток и распрямляет извилины в сплошную прямую линию.

 

А теперь – вперёд!

«Информационные технологии изменили характер международных конфликтов. Представление 1990-х годов о том, что окончание холодной войны стало триумфом рыночной демократии, оказалось иллюзией. Информационные технологии придали новый вид конкуренции и конфликту между великими державами. Связующим звеном соперничества является не джихад или защита каких-то воображаемых глобальных общих пространств, а то, как будет устроен мир и кто будет его упорядочивать».

 

Это о чём? Кому править миром?

«Четыре страны – Россия, Китай, Иран и Северная Корея – находятся в конфликте с Соединёнными Штатами. Он принял новые формы, которые застали западные сверхдержавы врасплох. Киберпространство стало предпочтительным полем битвы. Действия противника находятся в «серой зоне», которая не является ни миром, ни войной. Соединённые Штаты и их союзники не способны применить здесь военную силу, поэтому часто бывают загнаны в тупик при разработке эффективных ответных мер.

Эти государства используют Интернет в своих интересах. Манипулирование информацией усложнит любой конфликт, обеспечит военное преимущество и бросит вызов нашим традиционным военным стратегиям.

Справедливости ради следует отметить, что многие действия противника были оборонительными – в ответ на бездумные усилия США по продвижению рыночной демократии после холодной войны. В результате противники заявляли о враждебных намерениях США, направленных на смену режима, и ускорили создание организаций, работающих в социальных сетях и в том, что русские называют «информационным пространством». В какой-то момент их усилия перешли в стадию наступления.

Вообще целью киберопераций является не поражение снарядами и бомбами, а манипулирование информацией для изменения мыслей и поведения граждан. По сути, стратегическая цель состоит в том, чтобы повлиять на моральный дух, сплочённость, политическую стабильность и в конечном счёте уменьшить волю противника к сопротивлению. Операции дают возможность манипулировать информацией и мнениями таким образом, чтобы это имело принудительный или подрывной эффект, без риска открытой войны».

Комментарий. Это о возможностях Интернета. А вот убийственный исторический пример.

«В качестве примера прецедента можно вспомнить изобретение печатной машины Гутенбергом, что привело общественную жизнь позднего Средневековья в движение. Дешёвая доступная печать сначала изменила образ мыслей людей, а затем и их действия. Люди стали приобретать знания по более низкой цене и из гораздо более широкого круга источников.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram