29 августа Владимир Путин в ходе специального обращения к россиянам объявил о некоторых послаблениях параметров пенсионной реформы. По словам президента, женщины должны выходить на пенсию не в 63 года (как предполагал изначальный проект), а в 60 лет. Срок выхода на пенсию мужчин смягчён не будет – 65 лет. О возможном вынесении этого важнейшего вопроса на всероссийский референдум Путин не сказал ни слова. В этой связи совершенно непонятным стало недавнее одобрение Центризбиркомом вопросов для проведения референдума по пенсионной реформе. Это произошло после ожидаемо отвергнутой инициативы КПРФ. И вот 8 августа ЦИК одобрил три таких вопроса, а 10 августа – ещё два, сразу от пяти инициативных групп. Загадочны дела твои, Господи!
Увы, похоже, что власть всё же решила проводить референдум по вопросу запредельного увеличения пенсионного возраста. В действительности сразу пять инициативных групп плюс коммунисты будут мешать друг другу при их регистрации в регионах и сборе подписей избирателей. Именно подписи должны быть представлены в ЦИК для решения о проведении или непроведении референдума.
Алгоритм тут вот какой. Каждая группа должна зарегистрироваться минимум в 43 регионах и собрать в них 2 млн подписей. При этом группы не могут собирать подписи в одних и тех же регионах. Но, само собой, «сверху» создают видимость того, что власть не мешает самой идее проведения референдума.
Такая ситуация уже отмечена некоторыми экспертами, например экономистом В. Иноземцевым. Он, в частности, заметил – даже если какая-то из групп сумеет собрать необходимое количество подписей и они будут признаны Центризбиркомом действительными, сам референдум может быть проведён лишь в январе-феврале следующего года. А к тому времени изменения в существующее пенсионное законодательство уже вступят в силу и смысл референдума исчезнет. Центризбирком сможет принять решение о нецелесообразности его проведения, которое Конституционным судом будет признано правильным.
Исходя из таких соображений можно сказать, что инициативные группы, помимо КПРФ имеют либо загадочное, либо искусственное происхождение. Возможно, что они подконтрольны московскому начальству. Их задача вполне может быть такой: не дать группе КПРФ первой собрать подписи избирателей и представить их в Центризбирком, а ещё лучше – вообще помешать КПРФ собрать подписи.
Как и во время подготовки к выборам, избиркомы регионов докладывают ситуацию с работой групп в Центризбирком, а оттуда её перенаправляют в администрацию. Тем временем в кремлёвском пуле журналистов так говорят об управлении, возглавляемом С. Кириенко: если президент даст команду, то и два миллиона подписей соберут, и референдум проведут.
А если не даст, то…
Но сам г-н Кириенко будто бы является сторонником проведения референдума. Дело это новое, непонятное. А значит, его реализация даст АП новые возможности для понимания того, чем живёт страна и как сделать так, чтобы обезопасить себя от той грозной силы, которую во всех странах мира и олицетворяют пенсионеры.
Между тем во внутриполитическом блоке АП не исключают, что идея референдума может стать для С. Кириенко ещё одним «козырем в рукаве». Имея такой, можно заметно влиять на аппаратную ситуацию «в верхах», укрепить свои позиции.
Вот что любопытно в самой идее проведения федерального референдума. Как известно, для того чтобы купировать саму возможность такого опроса, ещё 14 лет назад был принят соответствующий драконовский закон. Почему «драконовский»? Рассмотрим пример.
Партия «Яблоко» несколько последних лет бьётся об стенку с проведением референдума о возвращении выборности мэров. Но любые попытки начать процедуру блокируются ещё в регионах – по указанию сами знаете откуда. Мало того, даже информация о попытках «Яблока» никому не известна. «Средства м.и.» и интернет-ресурсы об этом молчат. А здесь?
Говорят, что президент ещё не принял решения о целесообразности проведения плебисцита по пенсионной реформе. Хотя в АП кто-то и считает, что при проведении референдума можно использовать сильные пропагандистские аргументы.
Например, свалить ответственность за повышение пенсионного возраста на КПРФ как на наследницу КПСС. Мол, пенсионная реформа – это вынужденная мера по причине плохой демографической ситуации. Которая, в свою очередь, отголосок для современной России от СССР, которым управляла КПСС. Да так управляла, что страна потеряла огромное количество людей в Гражданской и Великой Отечественной войнах, от репрессий, алкоголизма и многого другого.
Как бы то ни было, после объявления Медведевым о начале «реформы» ставка была сделана на пропаганду её необходимости. Но пропаганда не пошла. Пропагандистов в регионах, как правило преподавателей вузов, встречают плохо, если не сказать ещё хуже.
Дошло до того, что председатель Конфедерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков выступил публично против реформы, о чём написали только «Аргументы недели». Но, по слухам, он получил одобрение на это от Самого.
А пока, говорят, что президент сказал г-ну Кириенко, что надо всё продумать и просчитать – сможет ли власть провести этот референдум в свою пользу.
Тем не менее наши источники утверждают, что в АП дано указание внутриполитическому блоку о запуске процесса по подготовке к Всероссийскому референдуму по пенсионной реформе. Пока же, напомним, задачей этой подготовки является опережение КПРФ инициативной группой «общественников». По словам участников кремлёвского пула, началась настоящая охота за тем, что придумают в КПРФ, какую формулировку вопроса коммунисты хотели бы вынести на референдум. Дело в том, что ЦИК может отказывать тем инициаторам референдума, которые пришли позже и с вопросом, подобным тому, с которым уже пришли опередившие их конкуренты.
И есть у кого-то сомнения, кто будет первым и победит? И кто проиграет?
Вспомним Высоцкого: «Идёт охота на волков, идёт охота, на серых хищников матёрых и щенков». Раньше «чужих» ловили коммунисты, сегодня ловят их.
Андрей УГЛАНОВ