Саммит Путин – Трамп: предметы для торга
№ () от 4 июля 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Саммит лидеров двух сверхдержав Владимира Путина и Дональда Трампа внезапно стал реальностью – он готовится просто гоночными темпами. И готовят его активно те самые люди, что ещё недавно нагло игнорировали желания своего шефа президента Трампа. С чего это вдруг чиновники из администрации США, госдепартамента и Сената сменили пластинку? И о чём хотят договориться два самых могущественных человека на планете? И договорятся ли?
Прорывов не будет
Сразу стоит сказать, что ожидать колоссальных успехов от встречи не стоит. Речь о прорывах по вопросам стратегической стабильности: например, о судьбе Договора РСД о ракетах средней и меньшей дальности и о продлении Договора СНВ-3 в 2021 году. Или договорённостей по вопросу гиперзвуковых ударных систем.
Среди отечественных комментаторов-аналитиков есть люди, считающие, что руководство России готово отказаться от развёртывания всего того оружия, о котором 1 марта рассказал В. Путин. Или части этих систем вроде «Посейдона» и «Буревестника». Мол,[end_short_text] эти «макеты для дезы» были созданы специально для обмена с американцами. Но нет – это не макеты. К тому же у Вашингтона нет ничего достаточно ценного, на что Москва могла бы обменять хотя бы ту же подводную суперторпеду.
Вряд ли договорятся стороны и по ПРО – для американцев это «священная корова». А у нас в этом направлении есть достижения, которые менять нет никакого желания. Не будет договорённостей и вокруг временного размещения небольших американских сил в Восточной Европе. Хотя, учитывая сложные отношения с НАТО и ЕС, от Трампа можно ожидать чего угодно вроде заявлений о выводе войск США из Европы или из Германии. Или о переводе германского контингента в Польшу. Но последнее будет явным нарушением «Основополагающего акта РФ – НАТО» – вряд ли американцы так поступят.
Не будет отмены санкций и признания Крыма. Американцы не смогут резко изменить курс, даже если захотят. Нельзя исключать, что последнее официальное опровержение слов Трампа о возможности такого признания – следствие бардака, царящего в высших эшелонах власти США.
В Киеве серьёзно напряглись
Но есть темы, по которым какое-то согласие может быть достигнуто. Речь об Украине и Сирии. По Незалежной речь может пойти о попытках найти какую-то компромиссную фигуру на замену Порошенко. Такую, чтобы она устраивала в какой-то степени и Москву, и Вашингтон. Хотя на украинских деятелей рассчитывать трудно – все они неадекватны.
Конечно, ни о каком возвращении республик Донбасса в состав Украины речь серьёзно идти не может. Хотя этот вопрос американцы могут и поднять в рамках обсуждения мёртвых «Минских соглашений». Поезд, однако, ушёл. Но нельзя исключать разных вариантов вокруг Донбасса, в том числе и попытки Киева сорвать саммит, устроив наступление. Не глобальное – на него нет сил, а относительно масштабное или локальное. Скажем, атаку на Горловку.
Сирийский разговор
По Сирии разговор может быть куда интереснее и детальнее. Есть сведения, что, понимая бесполезность своего нынешнего пребывания в этой стране, американцы ищут возможности выйти оттуда под благовидным предлогом. В обмен на это надеются получить некую дипломатическую прибыль. Вот её-то и будет пытаться «сторговать» видный бизнесмен дядя Дональд у Владимира Владимировича.
Правда, позиции для торга у него шаткие. Американцев в Сирии мало – это исключительно силы спецназа. Находятся там на птичьих правах. Размещены в основном на территориях, находящихся под контролем курдов. Но есть и самопровозглашённая, но согласованная с РФ зона деэскалации Ат-Танф на юге страны. После того как сирийская армия обошла эту зону и не дала американцам возможности продвинуться оттуда вдоль границы к Евфрату, сидеть на этой базе практически не имеет смысла. Уже были сведения, что американцы очень хотят «толкнуть» Ат-Танф Путину и Асаду подороже. Например, в обмен на амнистию для подконтрольных банд «оппозиционеров». На это, кстати, вполне можно и пойти.
Изначально пакет предложений от американцев был куда толще – они хотели поменять вывод ничего не решавших подразделений на некие преференции в районе последнего оплота «умеренных» головорезов на юге – в Дераа и, частично в Сувейде. Все понимали, что этим территориям недолго носить зелёный цвет на картах боевых действий. И если «зелёные» пытались найти пути к спасению, то Западу и его союзникам на них было уже глубоко наплевать. Король Иордании просто перекрыл границу, чтобы не допустить «бородачей» к себе. Американцы и вовсе обратились к боевикам с посланием в стиле «вы держитесь там, здоровья вам и хорошего настроения».
Но торговаться за эту территорию Вашингтон не перестал – США хотели получить гарантии безопасности сдающихся «зелёных». И гарантии того, что иранские и проиранские подразделения не появятся у границы с Израилем в полосе от 45 до 80 километров.
Наступление на последний оплот «сирийской революции»
Но сирийская армия при помощи и под руководством штаба группировки на Хмеймиме смешала планы Вашингтона. Одно дело – торговаться за зону, которая ещё не перешла под контроль армии, и другое – за уже частично освобождённую территорию, за разгромленные и надломленные формирования. Начатое 19 июня наступление Дамаска развивалось стремительно – была сломлена оборона боевиков в долине Ладжат, взяты штурмом, заняты после сдачи или перехода на сторону правительства 55 населённых пунктов, освобождено порядка 1000 кв. км территории. Вслед за сирийцами в освобождённые города входят и части военной полиции России – таких видео в Сети сейчас хватает. Кое-кто углядел среди освободителей Дераа даже бойцов в новом обмундировании подразделений специального назначения войск Росгвардии.
Затем наступление было продолжено – провинция Сувейда была практически зачищена от бандформирований, как и большая часть провинции Дераа. По сути, судьба этих территорий уже решена.
Продержаться до переговоров
Но в последние дни наступление несколько затормозилось – части, наступавшие с ходу, натолкнулись на насыщенную противотанковыми средствами оборону боевиков у Тафаса, Шейх-Саада, базы ПВО и ряда других населённых пунктов. Армия Сирии понесла потери в людях и технике.
Но это торможение ненадолго – туда подойдут российские ТОС-1А «Солнцепёк», батареи гаубиц 2А65 «Мста-Б», сирийские РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч». Вместе с авиацией ВКС они зажарят особо упорных террористов, как это было и ранее. Однако сам факт того, что массово сдававшиеся и переходившие под амнистию боевики вдруг упёрлись, говорит о том, что их американские покровители отдали приказ: «Вы там держитесь, а то нам не о чем будет разговаривать с русскими». Только куда они потом денутся? В Идлиб их не вывезут, в Иорданию тоже, США их к себе не повезут, Израилю они точно так же не нужны.
Конечно, вряд ли к 15 июля будет взята под контроль вся территория «зелёных» и «чёрных» в Дераа, но наверняка – значительная часть. А значит, Трампу будет куда сложнее пытаться продать своего «дохлого кота» Путину – придётся продавать и живых котов тоже. То есть делать более важные уступки. Например, вывести свои части с территорий под контролем курдов, что мигом сделает их куда более сговорчивыми с Дамаском. В ответ Путин может пообещать, что никакого сведения счётов с возвращаемыми под руку Дамаска не будет. Его и правда нет.
И заодно пообещать ограничить ареал пребывания иранских и проиранских формирований в Сирии. Тем более что при всём уважении к иранским союзникам и их немалому вкладу в победу она стала реальной именно благодаря вмешательству России. Именно Москве должно принадлежать основное влияние в послевоенной Сирии. В общем, «Сирия – наша корова, и мы её доим», как говорил герой одного всенародно любимого сериала.
В чём Трамп точно должен быть уверен, так это в том, что объегорить Путина у него не получится. Как бы не вышло наоборот. Как сказал известный американский аналитик полковник Ральф Питерс, «Путин скушал с потрохами уже трёх президентов США – съест и этого без проблем».
Но есть опасность того, что достигнутые договорённости будут саботированы чиновниками администрации Трампа, если он наконец не сумеет взять вожжи в свои руки. Пора бы уже – второй год у власти.