Футбол и беженцы добивают Меркель
№ () от 4 июля 2018 [«Аргументы Недели », Виктор Крестьянинов ]
Чёрная полоса в карьере Ангелы Меркель не прекращается. Из-за кризиса с беженцами дело медленно, но верно идёт к её неизбежной отставке. События развиваются очень стремительно. В начале чемпионата мира по футболу многие в Германии надеялись, что триумфальная игра немецкой сборной и вероятный визит Меркель в Россию помогут канцлеру улучшить имидж и придадут ей сил в разборках с министром внутренних дел Хорстом Зеехофером. Но всё пошло совсем не так – после позорного поражения футболистов настроения резко изменились. В ФРГ заговорили о том, что из-за своей любви к мигрантам канцлер может вылететь из кресла, причём ещё до окончания мундиаля. Тем не менее надо отдать должное Ангеле – в начале недели она снова сумела выкрутиться из, казалось бы, безвыходного положения.
КОНЕЧНО, не стоит преувеличивать влияние футбола на политическую жизнь Германии. Однако хорошо известно, что спортивные победы или поражения оказывают сильнейший психологический эффект – немцы тут не исключение. Огонь вражды тлел в немецкой верхушке уже давно, но именно после невиданного за десятки лет поражения сборной он вспыхнул очень ярко.
Газеты Германии вдруг начали публиковать убойные документы Ведомства по делам мигрантов. Выяснилось, что некоторые беженцы являются настоящими террористами и убийцами. Вот как они обосновывали в своих заявлениях необходимость предоставления им[end_short_text] политического убежища на территории ФРГ: «Я работал палачом и казнил множество людей. Прошу убежища в Германии…», «Я вместе с другими взорвал министра внутренних дел Дагестана. Я не могу вернуться, мне грозит кровная месть со стороны его родственников», «Я убил 40 человек и прошу убежища в Германии, потому что на родине меня ждут пытки и смерть».
Как эти заявления попали в СМИ, до конца не ясно. Говорят, что утечку могло допустить бывшее руководство Ведомства по делам мигрантов, которое недавно было уволено. Но нельзя исключать и демарша со стороны главы МВД Зеехофера. Дело в том, что, как утверждает пресса ФРГ, убежище этим людям в итоге было предоставлено – получили его и тысячи таких, как они. Настоящий шок для миллионов немцев.
Тем не менее какую-то часть из этих террористов всё же удалось не пустить в страну, однако они предпринимают повторные попытки. По словам Зеехофера, примерно 100 таких отказников каждый месяц всё же проникают в Германию. Причём пограничники бессильны – Меркель приказала пускать всех. Именно такая практика и стала последней каплей, после которой чаша терпения соратников канцлера по коалиции переполнилась: они не хотят, чтобы тонущая Ангела утянула их за собой на дно.
В родной для Зеехофера Баварии близятся выборы. В нынешней ситуации руководимая им ХСС рискует потерять голоса – многие немцы проголосуют за евроскептиков и правых консерваторов из «Альтернативы для Германии» (АдГ). Поэтому ХСС пытается перехватить у них правую риторику. А сам глава МВД дошёл до того, что начал банально шантажировать Меркель своей отставкой и развалом правящей коалиции.
Однако в последний момент стороны договорились – поздно вечером 2 июля Меркель пошла на некоторые уступки. Теперь в Германии будут созданы так называемые транзитные центры (лагеря) для беженцев. На короткий срок там будут размещаться мигранты, зарегистрированные в других государствах Евросоюза. Затем их планируется высылать в страны ЕС, откуда они прибыли. Если отправлять их будет некуда, то беженцев начнут останавливать на немецкой границе и не пускать на территорию ФРГ.
Но, как считают многие эксперты, спасло канцлера даже не это половинчатое решение. Дело в том, что за долгие годы своего правления «бабушка всех немцев» буквально выжгла политическую поляну своей партии. Сейчас среди соратников Меркель просто нет сопоставимой с ней фигуры. Поэтому правящая верхушка боится решительно пнуть канцлера. Свалить Меркель можно – но что дальше? Так можно и самим потерять всё.
К власти может прийти оппозиция. Как утверждает рупор немецкой пропаганды медиакорпорация Deutsche Welle, компромисс в правящей коалиции не устроил другие партии ФРГ: «Зелёные» и левые считают договорённость ХДС и ХСС негуманной в отношении мигрантов. А для правых из АдГ соглашение недостаточно жёсткое».
Словом, обстановку в Германии можно описать одной фразой из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Стабильности нет». Через некоторое время Зеехофер может решить, что он получил слишком мало, и всё пойдёт по кругу – на колу мочало, начинай сначала. Эксперты уже даже горько шутят, что стоит ему встать не с той ноги, и Берлин опять затрясёт. Чем закончится очередное землетрясение для страны и всего Евросоюза, в Германии предсказывать уже просто боятся.