Результаты выборов в Турции огорчили Запад. Многие аналитики как в самой стране, так и за рубежом были уверены, что президент Турции не сможет победить в первом туре, а его правящая Партия справедливости и развития (ПСР) уже не будет контролировать парламент. Но эти надежды не оправдались – в минувшее воскресенье Эрдоган уверенно набрал почти 53%, а ПСР вместе с националистами получила твёрдое большинство в меджлисе.
ВПРОЧЕМ, она потеряла 7% голосов, и теперь впервые за 17 лет ей придётся делить власть с другой партией. К неудачам Эрдогана можно отнести и тот факт, что в парламент прошла и прокурдская партия. Теперь в меджлисе будет представлено шесть партий вместо четырёх ранее.Тем не менее американская газета TheWallStreetJournalназвала эту информацию лишь «крупицей хороших новостей: выборы показали оживившуюся, пусть всё ещё преследуемую демократическую турецкую оппозицию». Но главным итогом голосования стало значительное укрепление власти в руках одного человека – Реджепа Тайипа Эрдогана, который фактически стал «суперпрезидентом».Его уверенная победа выгодна России и невыгодна Западу.
Если бы оппозиция сумела добиться значительного прогресса или вовсе пришла к власти, то она немедленно бы повернула Анкару лицом к Вашингтону, Лондону и Берлину и задницей к Москве. Если бы Эрдоган не победил столь убедительно, то его власть могла серьёзно зашататься – все усилия по сближению России и Турции пошли бы прахом.Теперь же «Запад оказался в трудном положении. Турция при Эрдогане показывает себя непостоянным другом и всё чаще воспринимается как угроза», пишет английская газета The Guardian.Что делать с этой проблемой, в Лондоне не знают.
В самой же Турции своего президента всё чаще сравнивают с В. Путиным. Дескать, он так же находится у власти с начала века, зачищает оппозицию, контролирует СМИ и ссорится с Западом, хотя с нетерпением ожидает встречи с Трампом. Впрочем, встретиться с президентом США хотят лидеры всех стран, и разница между Путиным и Эрдоганом значительна. К примеру, после этих выборов в Турции будет отменена должность премьер-министра – вся исполнительная власть теперь сконцентрируется вокруг главы государства.