Власти Британии не пустили в Лондон Романа Абрамовича. Причина туманна – но говорят, пока не признается, где взял миллиарды. На яхты, особняки и футбольный клуб «Челси». Но Роман Аркадьевич снял покровы с этой тайны ещё 7 лет назад в Лондонском суде, где насмерть сцепился с Березовским. Оказалось, что ответ на вопрос, откуда деньги, лежит на поверхности.
НАЧНЁМ с пресловутого понятия «крыша». Это слово уже несколько лет, как стало интернациональным. Случилось это, когда покойный ныне Березовский подал иск в Лондонский королевский суд к своему бывшему компаньону Р.А. Абрамовичу. Мол, тот не заплатил ему за долю в нефтяной компании «Сибнефть» и за долю в телекомпании «Останкино» (ныне «Первый канал»), которые Березовский «крышевал» для сбора денег под президентские выборы 1996 года Бориса Ельцина.
Иск на несколько миллиардов долларов в Лондоне был принят. Обоим фигурантам пришлось подробно рассказывать, какими кривыми и криминальными способами им достались миллиарды долларов в ельцинской России. В Лондонском суде врать нельзя – отнимут всё. Поэтому говорили правду.
Содержание процесса было в Британии опубликовано. Известный адвокат, юрист, а ныне госслужащий высшего ранга Михаил Барщевский перевёл тексты на русский язык. В них оказалось практически всё о происхождении олигархических миллиардов.
Пересказывать содержание допросов Березовского и Абрамовича нет смысла. Это почти две тысячи страниц. Скажем главное: оба заявили, что компания «Сибнефть» была создана для получения денег на президентские выборы Ельцина 1996 года. В её состав вошли нефтедобывающее предприятие «Ноябрьскнефтегаз», Омский НПЗ, геологоразведочное предприятие «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовая сеть «Омскнефтепродукт». Все они были выделены из государственной «Роснефти». Это подтвердил и генерал Александр Коржаков, бывший в то время начальником службы охраны президента. Именно он красочно описывает эпизоды, как Березовский неведомыми путями оказывался в приёмной Коржакова и часами сидел, выжидая удобный момент чего-то клянчить. Деньги под выборы на самом деле были нужны, так и родилась в 1995 году «Сибнефть». С убийствами и рэкетом.
Затем последовал залоговый аукцион, и «Сибнефть» была приватизирована за 100 млн долларов, которые ранее были взяты в долг приватизаторами у того же государства. То есть, выражаясь высокопарным языком, ельцинское государство съело чужое дерьмо бесплатно. То, что это было именно дерьмо, и выяснилось в Лондонском суде в 2011 году. Фигуранты под присягой заявили там, что аукцион по приватизации «Сибнефти» был фиктивным. Абрамович, Ходорковский, Смоленский, Потанин и ряд других поделили госсобственность между собой и забрали её без какой-либо конкуренции за стартовую цену. ЮКОС достался Ходорковскому за 150 млн долларов, «Норникель» – Потанину и Прохорову за 170 миллионов. И всё – за государственные деньги, взятые ими взаймы. При том, что годовая прибыль одного «Норникеля» доходила до 2 млрд долларов в год. Позднее Абрамович продал «Сибнефть» «Газпрому» за 13 млрд долларов. Вот Березовский и потащился в суд. Жаба задушила. Абрамович ранее дал ему отступных чуть больше миллиарда. Маловато было.
Жаловался Борис Березовский и на то, что у него отобрали акции ОРТ в пользу того же Абрамовича. Это когда Борис Абрамович вступил на тропу войны против Путина и бежал в Англию.
К чему это всё? Семь лет назад, когда власти Лондона холили и лелеяли российских сказочных миллиардеров и с благодарностью заполняли свои закрома отжатыми ими в России миллиардами, им и в голову не приходило интересоваться происхождением этих денег.
Посудите сами. Судья Элизабет Глостер, ведущая этот процесс, фактически легализовала такое криминальное понятие, как «крыша». Это слово использовали совершенно без стеснения и Березовский, и Абрамович. Судья обозначила некий генезис этого понятия – от бандитского до вполне респектабельного. Вот что она говорит вначале: «Криминальная крыша зачастую предоставляла услуги, выходящие за рамки простой защиты конкретного дела от других криминальных групп. Эти услуги включали в себя и сбор долгов, и разрешение конфликтов».
А вот что Элизабет Глостер говорит в конце: «В современном российском деловом жаргоне, слово «крыша» используется для обозначения агентств, предоставляющих институциональные услуги экономическим агентам. Такие агентства состоят из разнообразных криминальных, полулегальных, законных и государственных организаций».
То есть королевский судья не просто вникла в российские реалии, но и благословила бандитизм лихих 90-х на легальное существование.
ЭТО при том, что Абрамович признавался судье, что передавал в спортивных сумках миллионы долларов в виде взяток Березовскому, якобы на выкуп россий- ских солдат из бунтовавшей Чечни, на политическую деятельность. И даже на взятку в 5 млн долларов для генерала Коржакова.
Последнее утверждение заставило генерала написать письмо судье Глостер с требованием к Березовскому отдать ему эти 5 млн долларов, которых он никогда не видел.
Так что есть серьёзное подозрение, что Лондонский королевский суд вовсе не чужд «понятийного права». Как говорят у нас в криминальных кругах – «базара по понятиям». Вот что огласила судья Элизабет Глостер в приговоре по иску Березов- ского. Написала после всей грязи и тихого ужаса, что творился в огромной России и в который она окунулась по самое «не могу». В британском суде это предпочли не заметить, а бандитскую приватизацию фактически легализовать. «Из вышеуказанного следует, что я отказываю в удовлетворении исков г-на Березовского».
После чего Роман Аркадьевич благополучно проживал в Британии и горя не знал. А тут на тебе – Крым, Донбасс, Сирия, Скрипали. Узаконенные лондонским судьёй бешеные деньги бывшего губернатора Чукотки враз стали подозрительными. И могут быть конфискованы, если тот не докажет чистоту их происхождения. А как это доказать, если он в подробностях рассказал в суде Лондона об их криминально-бандитском происхождении?
Именно на эти деньги была приобретена сказочная недвижимость, перечень которой приводит сама судья Глостер: «Файнинг-Хилл», 420 акров, дом в Восточном Суссексе – вы купили его в 1999 году. Далее: в Англии «Лоундс-Сквер» – очень богатый объект недвижимости недалеко от Найтсбриджа в Лондоне, который вы приобрели, по-моему, в 2000 году. Теперь французские объекты недвижимости. Вы приобрели шато, или «Вилла де ля Крэ», тоже в 2000 году. Это шато, которые стоят много миллионов долларов, которые раньше принадлежали герцогу и герцогине Виндзорским».
Потом были клуб «Челси», пароходы и остров в Карибском море. Но до 2014 года деньги для английских властей не пахли. И вот надо же – такое…
Говорят, что Роман Аркадьевич давно все капиталы из Британии вывел. И на днях получил израильское гражданство, что даёт право на безвизовый въезд в Британию.
Но всё это как-то грустно. Как был грустным конец Бориса Березовского. Автор книги «Счастливы неимущие» Михаил Барщевский утверждает, что Березовский написал три письма Путину с просьбой разрешить вернуться в Россию, но ответ получить не успел. Скорее всего, был удавлен собственным галстуком английскими спецслужбами, чтобы не наговорил лишнего на допросах на Лубянке.
Так что Роман Абрамович мог бы сильно обидеться на чёрную неблагодарность англичан. Их пресса пишет, что, купив клуб «Челси», он поднял английский футбол на недосягаемую высоту, сделал его зрелищным и боевым.
Но цинизм английских властей в вопросе денег известен. То, что «принесло ветром», как они говорят, на острове и останется.