Патриарх Кирилл и его мирские проблемы
№ () от 11 апреля 2018 [ «Аргументы Недели » ]
Как известно, у президента страны есть так называемый «ближний круг», который иногда называют «политбюро». И российская внутренняя политика частенько определяется отношением участников этого «политбюро» ко всем остальным сильным мира сего. Одними из главных членов «политбюро» называют братьев Ковальчуков.
ОДИН из них – Юрий Валентинович, крупнейший бизнесмен, совладелец и руководитель банка «Россия», находящегося под американскими санкциями. Второй – Михаил Валентинович успешно руководит институтом имени Игоря Курчатова, находится на передовых рубежах современной науки.
Так вот, по разговорам в так называемых экспертных кругах, у этих влиятельных людей будто бы напряглись отношения с руководством РПЦ. Следствием этого стало то, что в своём последнем Послании Федеральному собранию 1 марта президент не упоминал РПЦ и лично патриарха Кирилла.
По более ранним сообщениям из журналистских кругов, отношения между верховной властью и Кириллом и без «напряга» в отношениях между членами «политбюро» и владыкой далеки от безоблачных. Одна из причин – патриарх не равнодушен к светской власти, не чужд оказывать влияние на политические и деловые круги страны.
Эти разговоры совпадают по времени с заявлением такого критика Кирилла, как протоиерей В. Чаплин: «…проект «Патриарх Кирилл», по сути, закрыт – по крайней мере как проект общественно значимый, способный собрать команду соработников, а не челяди и не вечных «соглашателей». Закрытие проекта произошло не в последнюю очередь усилиями «титульного» лица. Оно как бы достигло всего, чего хотело, – но радости ему это не добавило. Наоборот, скорее умножило скорби – и дальше скорбей (понимай – для Кирилла и РПЦ!), увы, будет больше». Ему возразил в СМИ протодиакон Ан. Кураев: «Патриарх выбирается пожизненно, церковная элита может решить разойтись с ним по суперфорсмажорным обстоятельствам, но я убежден, что в нынешних условиях это совершенно невозможно и бессмысленно».
Но, исходя из пословицы «Дыма без огня не бывает», можно предположить, что в отношениях между президентом и Кириллом возник «напряг». То ли от Кирилла требуют какого-то публичного «прогиба» во время инаугурации В. Путина на новый президентский срок. То ли, зайдя на этот новый срок, он и вправду выразит пожелание, чтобы Кирилл во время этого срока передал Патриарший престол более удобному для президента иерарху РПЦ.