Отношения России и Великобритании благодаря стараниям дипломатов обеих стран уже напоминают настоящую фантасмагорию. Причём страсти кипят без преувеличения античные. В конце прошлой недели, накануне долгожданного визита министра иностранных дел Бориса непричёсанного Джонсона в Москву, стороны обменялись гротескными заявлениями. Задираться, как обычно, начали англичане. Выпускник Итона Джонсон сравнил нашу страну с древнегреческой Спартой, а Запад – с Афинами: «Я читал историю Пелопоннесской войны Фукидида. Мне было очевидно, что Афины и их демократия, открытость, культура и цивилизация являются аналогом США и Запада. Россия мне казалась закрытой, недружелюбной и антидемократичной, как Спарта». Что и говорить, такое нагромождение причудливых образов, видений и фантазий вызвало в Москве настоящее цунами ответных комментариев. Тем более древнегреческую историю в России любят и хорошо знают.
ПЕРВОЙ на спич Джонсона, как это обычно происходит в последнее время, нервно откликнулась официальный представитель МИД России Мария Захарова. По её словам, сравнение вышло некорректное. Мол, Россия никогда не была «воинственной страной» в отличие от европейских государств. Да и вообще основой устройства Спарты являлась олигархия, а ничего более олигархического, чем Великобритания, представить невозможно. Тут, конечно, можно поспорить, где больше олигархов – в Москве или Лондоне. Однако СМИ Британии достаточно точно опубликовали ответ нашего МИДа.
Тем не менее концовку отповеди Захаровой о том, что, играя в столь вольные исторические параллели, глава Форин-офиса в один прекрасный день может увидеть в своей стране остров Лесбос, медиакорпорация Би-би-си не процитировала. Возможно, дело в том, что нынешний премьер-министр Великобритании Тереза Мэй хоть и вышла замуж много лет назад, но не имеет детей. Поэтому многие наблюдатели подозревают её в нетрадиционной ориентации. А остров Лесбос как раз известен тем, что на нём в античные времена проживала поэтесса Сапфо: благодаря её творчеству и появился термин «лесбийская любовь».
Впрочем, столь гомосексуальный ответ нашего МИДа заставил покраснеть многих экспертов не только в Лондоне, но и в Москве. Всё же в данном случае Джонсон больше польстил России, чем обругал её. Достаточно вспомнить, как «тёмный властелин» Обама сравнивал Москву с лихорадкой Эбола и запрещённым в России ИГИЛ. А совсем недавно Конгресс США поставил нашу страну в один ряд с КНДР и Ираном. Так что сравнение со Спартой, а следовательно – Владимира Путина с легендарным царём Леонидом, выглядит прямо-таки комплиментом. Тем более недавно президент России похвалил фильм «Легенда о Коловрате», который в народе получил название «300 рязанцев».
К тому же, как напомнили историки, в Пелопоннесской войне победили как раз спартанцы. Они сломили могущество Афин и установили свою гегемонию. Да и вообще античные философы считали Спарту образцом государственного устройства. Так что в этом контексте слова Бориса означают внутреннюю готовность к капитуляции накануне визита к «царю Леониду» в Москву. Но наши дипломаты не уловили суть момента и с криками: «На себя посмотри, лесбиян!» едва не добили отношения с Лондоном.
Тем не менее Борис не отказался от поездки. Всё-таки главные дипломаты Британии не были в нашей стране уже пять лет – взаимных претензий и вопросов накопилось выше крыши. Англичане хотят понять, как Россия, Турция и Иран будут делить Сирию. Раньше этим единолично занимался Лондон, а теперь он вытеснен на обочину истории. В итоге пока не привыкшая к роли лузера английская элита согласилась на визит и надавала Борису советов, как вести себя в столице России. Первым делом ему не стоит пользоваться мобильником – русские могут подслушать. Нужно быть начеку с напитками и едой – русские могут отравить. Также британскому министру не следует ездить одному в лифте и не стоит знакомиться с русскими женщинами – они все красивые и все агенты КГБ.
Впрочем, несмотря на кажущуюся полную неадекватность, в Лондоне пока хватает и здравых голосов. Бывший министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг накануне визита заявил, что было бы ошибкой относиться к России как к вечному врагу. Он посоветовал Джонсону «постараться шаг за шагом идти к доверию и сотрудничеству с Кремлём – по Северной Корее, Ирану, Ближнему Востоку и борьбе с терроризмом. Признавая при этом, что излишние ожидания приведут к очередным разочарованиям». Что ж, если посланник «острова Лесбос» прислушается к голосу разума, то «царь Леонид» вряд ли столкнёт его в глубокий колодец с криком: «Это Спарта!».
Добро пожаловать, Борис! В России главное – не трусить.