Этой истории уже несколько недель. В начале декабря в храме Христа Спасителя в Москве прошёл судьбоносный православный Архиерейский собор. Ему предшествовала научная конференция, посвящённая «екатеринбургским останкам» членов семьи последнего русского императора Николая II. Оказалось, многие участники конференции убеждены: убийство царской семьи было ритуальным. Сегодня, когда страсти поутихли, можно поговорить об этом спокойно и без надрыва.
ДЛЯ МНОГИХ не совсем понятно определение – «ритуальное». По академическому словарю это означает, что групповое убийство было совершено на религиозной почве. А поскольку командовал расстрелом еврей Юровский, то и проснулась в горячих головах старая сказка – как евреи убили православного царя.
Удивительно, что эту дурь реанимировали в стенах РПЦ. Дурь, хотя бы и потому, что российские евреи-революционеры все как один были безбожниками. Но и это далеко не главное. Нет ни одного свидетельства использования человеческой крови служителями иудаизма.
История же относит нас к древнему навету на евреев, появившемуся в первое столетие новой эры. Позднее, уже в христианской Европе, эта ересь получила распространение на убеждении в причастности евреев к страданиям и распятию Иисуса Христа. Но и она не принималась всерьёз в высших эшелонах власти. Вот выдержка из Указа от 1235 года короля Германии, императора Священной Римской империи Фридриха II, руководившего ни много ни мало, а Шестым крестовым походом на Иерусалим: «Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением в Библии... в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом, совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью. С очень большой долей вероятности мы можем предположить, что те, кому запрещена кровь даже разрешённых в пищу животных, едва ли могут жаждать человеческой крови». Напомним, указ вышел после Крестового похода.
По сообщениям открытых источников, такого же мнения придерживались в разные годы и эпохи чешский король Пржемысл II Отакар (1254), папа Григорий X (1272), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский король Вацлав II (1300), папа Мартин V (1422), другие Папы и короли. Но «интересанты» не успокаивались. В XII веке евреев обвинили в использовании христианской крови при выпечке мацы. Особо лютовали в Польше и Литве уже в XVIII–XIX веках. В ХХ веке в этих же «локациях» вообще шло массовое истребление евреев.
Что касается РПЦ, то наш патриарх Алексий II уже в 1991 году на встрече с американскими раввинами так же решительно высказался против обвинения евреев в ритуальных убийствах. Все наши учёные-богословы до последней конференции решительно отвергали эту ересь.
Что же перевернулось в недрах старейшей в мире православной церкви? Виной всему – сомнения в подлинности тех самых останков царской семьи, найденных в так называемой Ганиной Яме. Это «общепринятое название заброшенного Исетского рудника, расположенного вблизи урочища «Четыре Брата» в Свердловской области. Сейчас на этом месте находится монастырь Святых Царственных Страстотерпцев».
17 июля 1998 года останки были торжественно захоронены в Петропавлов- ском соборе Санкт-Петербурга. Но РПЦ до сих пор так и не признала их подлинность. И в этом она почти полностью согласилась с мнением руководства РПЦ за рубежом. «Зарубежники» упорно продолжают придерживаться «белогвардейской» версии. Мол, голова Николая II была отрезана. Мало того, она якобы стояла в банке со спиртом на столе Ильича в его кремлёвском кабинете. Одним словом – именно в РПЦ за рубежом, что обосновалась в США и с которой Москва заключила мир, продолжают твердить о ритуальном убийстве. При этом не верят в подлинность найденных в Ганиной Яме останков. Вот патриарх Кирилл и вынужден лавировать. Зачем новый раскол?
Для справки. В августе 2000 года на Архиерейском соборе РПЦ Николай II и его семья были канонизированы как страстотерпцы. В их честь в урочище Ганина Яма и был основан мужской монастырь. В декабре 2000 года Священный синод официально благословил его открытие.
Не обошлось в этой истории и без Натальи Поклонской. Какое-то время в Ганиной Яме схиигуменом был некто Сергий (Романов). Потом его убрали по причине антисемитизма. Но при мощном спонсировании он основал недалеко от Ганиной Ямы женскую обитель в честь иконы «Спорительница хлебов». Тут же начался наплыв экзальтированных особ, Наталья Поклонская – в их числе.
В открытом доступе можно найти материалы на этого самого старца. Здесь и судимость за убийство, и изгнание бесов. Была в Ганиной Яме и такая «мутная история». Будто бы Александр Розенбаум пожертвовал деньги на звонницу, а Сергий (Романов) приказал её разобрать – мол, «кошерная» получилась. Был скандал – всё же г‑н Розенбаум – человек всеми уважаемый, поэтому Сергия и убрали подальше. А он поднялся. Его новая обитель цветёт и пухнет как на дрожжах. Оттуда, скорее всего, и повеяло «ритуальным убийством». Возможно, там и сварен «суп из Матильды», которым депутат Поклонская кормила страну полгода. Говорят, что Сергий даже провёл обряд её венчания.
НО КАК бы то ни было, эта история пойдёт во благо действующему патриарху Кириллу. Его имя никак не упоминалось в связи с невнятным шуршанием за его спиной о ритуальном убийстве царской семьи. «На орехи» досталось одному из главных претендентов на наследование патриарха Кирилла. Мало того, в это же время произошла весьма двусмысленная история с письмом Архиерейскому собору украинского раскольника, самозваного патриарха Украинской православной церкви Филарета. Правая рука патриарха митрополит Иларион будто бы оказался в центре скандала с озвучиванием его содержания. Будто бы в письме Филарета – просьба простить его и отозвать анафему, которой его подвергла РПЦ за раскольничью деятельность. Оказалось, что это не так. Филарет лишь просил Собор забыть о распрях и наладить отношения с РПЦ.
Вот цитата из его письма об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». И в конце: «Прошу прощения во всём, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».
Это письмо было принято Архиерейским собором. В Устав РПЦ внесены изменения об отдельном статусе УПЦ. Подтверждено юридически, что УПЦ «является независимой и самостоятельной в своём управлении с правами широкой автономии».
Одним словом, на фоне дури одних претендентов на Божий престол РПЦ и ошибочных суждений других патриарх Кирилл остаётся единственным авторитетным Божьим наместником всего православного мира.
Если так получилось случайно, то ему повезло. Но больше похоже на многоходовую игру, цель которой – избавить церковь от подозрений в мелких и досадных мирских грехах и побудить светскую власть вновь увидеть в ней равноправного партнёра. Судя по тому, что на Архиерейском соборе президент не просто присутствовал, но и выступил с речью, патриарху Кириллу это удалось.
И слава богу!