Деньги: Back in the USSR?
№ () от 11 октября 2017 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Как известно, в Госдуму завезли тележку с проектом бюджета страны на 2018 год. Отправляя тележку, правительство отталкивалось от возможного подорожания нефти и насочиняло много чего хорошего накануне президентских выборов. Другие статьи доходов почти не просматривались, за исключением тупого увеличения налогов.
УВЫ, рост поборов с населения – далеко не иллюзорная перспектива. Говорят, что на уровне сотрудников аппарата министра финансов А. Силуанова гуляют самые разные оценки перспектив на ближайшее будущее.
В частности, доходит «шёпот аналитиков Минфина», что денег может хватить только до июня 2018 года. С июля придётся ужиматься. До последнего времени это означало сокращение бюджетов министерств и госкорпораций примерно на 10% ежегодно. Но вечно это продолжаться не может, и нам самое время начать политику «количественного смягчения». Так стыдливо в США называют работу печатного станка на полную мощность. Именно таким способом в США, ЕС и КНР, этих «отсталых странах», стимулируют экономику.
Увы, г-жа Набиуллина такого способа не признаёт. Или ей не дают его признавать те, кто не заинтересован в росте российской экономики и на самом деле рулит «нашим» Центробанком. Поэтому, если ужаться не удастся, а ситуация будет ухудшаться и дальше, придётся принимать меры по советизации экономики.
Одной из таких мер может быть введение в банках особого курса рубля для валютных депозитов населения. Вот как наши информаторы объясняют эту позицию. Скажем, у человека лежит в банке депозит размером 10 тыс. евро. В пересчёте на рубли – примерно 700 тыс. рублей. И вдруг – курс рубля искусственно устанавливается не 70, а 35 рублей за 1 евро. И у вкладчика на счету уже не 700, а всего 350 тыс. рублей, вполовину меньше. Это лишь одна из мер по советизации экономики, которые могут быть приняты в случае решения об их введении. Далее могут последовать запрет хождения валюты и появление чёрного валютного рынка.
Можно предположить, что погром среди крупнейших российских банков, таких как «Открытие», «Бинбанк» и другие, случился неспроста. Возможно, это следствие принятого сверху решения – готовить почву для установления в стране жёсткого варианта госкапитализма. Понятно, что этот процесс если и начнётся, называть его будут по-другому, но именно к этому всё идёт. К примеру, российские регионы накопили долгов перед федеральным бюджетом и казначейством почти в 3 трлн рублей. Долг растёт, а отдавать его почти никто не может. Быть может, от этого – стремительная и почти отчаянная попытка президента сменить губернаторский корпус. Им дана возможность не платить по долгам, как было в СССР для отсталых областей и республик. Президент только что объявил, что отдавать долги со следующего года можно будет в пределах, не превышающих 5% этого самого долга. Это и означает завуалированное списание.
Отдельно стоит сказать о работе российской банковской системы. Выглядит она ужасно и почти превратилась в одуревшего спекулятивного игрока. Как правило, банк, получая кредит от ЦБ на кредитование населения и промышленности, тащит эти деньги на валютную или фондовую биржу. Затем его руководители и управленцы переводят валюту в офшоры, а банк получает огромную дыру в финансах и разоряется. Так до сих пор работают российские банки даже с преобладанием госкапитала. Посмотрите на иные рожи их руководителей... Они лоснятся от жира и постоянно требуют на прокорм бюджетные, то есть наши с вами деньги.
Похожая ситуация сложилась накануне Великой депрессии в США, в 30-е годы прошлого века. В результате финансовая система страны, где банки занимались спекуляциями на фондовой бирже, рухнула.
Что мог бы сделать президент Путин, если предположить, что и мы стоим на грани экономической катастрофы? Согласитесь – верить в то, что наша промышленность растёт, можно с трудом. К тому же крах мелких, средних и крупных банков стал ежедневной реальностью.
Итак, в 1932 году президент Рузвельт с согласия Конгресса на полгода вообще закрыл все 30 тыс. американских банков. И банковскую систему пришлось восстанавливать из мусора. Того же, что мы видим сегодня у нас.
Далее. Власти США разграничили функции инвестиционных и коммерческих банков. Коммерческим просто запретили спекулировать на биржах. Этот закон отменили в США в 2000 году, и незамедлительно последовал банковский крах 2008 года.
Наш «Рузвельт» пока не видит опасности – российские банки продолжают спекулировать, разоряя вкладчиков и страну. Кредитование промышленности малодоступно, и делают это с явной неохотой. На Э. Набиуллину нет никакой управы.
А в США ко всему прочему в 1935 году ещё и расширили права профсоюзов. Скоро они стали реальной силой по защите прав рабочих. Наши профсоюзы, как известно, прославились только растаскиванием советской профсоюзной собственности. Сегодня о них ничего не слышно.
ТО интересно, термин «советизация экономики» не выглядит уж столь ужасным. Даже в США из депрессии выходили, в чём-то используя опыт СССР. А уж нам сам Бог велел – к примеру, кредитовать промышленность целевым образом, как это было в СССР. Госбанк оплачивал счета предприятия, и ни один рубль не уходил на сторону. У советских банкиров не было пароходов на Средиземном море и латифундий в Италии. У российских – есть. У всех и помногу.
И уж заканчивая с опытом США, можно напомнить, что настоящие буржуи вспомнили и о культуре. Во время кризиса 75 млн американцев бесплатно посетили кино и театральные постановки. Их даром «кормили» такими фильмами, как «Унесённые ветром». Ясно, что сравнивать страны и даже эпохи непросто. Но хоть кто-то заикнулся бы о запрете банкам играть на бирже. Пока инициативы совсем другие. К примеру, глава Минтруда М. Топилин, высасывая из пальца – где бы ещё «срубить бабла», предложил принять «Закон о тунеядцах». А в Госдуме рассматривают вопрос о введении некоего «реестра тунеядцев». Вся эта публика, особенно в правительстве, уверена, что именно население России стало источником пополнения доходной части бюджета. Министры считают, что президенту России такой фискальный подход нравится. Вот и соревнуются, кто круче придумает способ ошкурить российского гражданина.
Как победить эту многоголовую гидру? Только разгоном старых губернаторов и назначением новых? Но и они пойдут на поклон в правительство. А там – всё те же физиономии. Унылые и скучные.
Правда, всё чаще говорят, что некоторые члены правительства уже написали заявления об уходе. Среди них О. Голодец, А. Дворкович, М. Соколов, С. Приходько и даже С. Лавров. Кто из них окажется незаменимым?