Приангарье: на низком старте перед новыми выборами
№ () от 13 сентября 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Муниципальные выборные кампании, закончившиеся 10 сентября, стали своеобразной разминкой перед началом более важного выборного цикла. В следующем году область ждут парламентские выборы. В 2019 году должны избрать депутатов думы Иркутска, а из их числа — мэра областного центра (если не изменится действующая схема выборов — АН). Наконец, в 2020 году, опять же, если ничего не поменяется, Приангарье ждут губернаторские выборы, а там останется год до выборов в Госдуму РФ. Разминка показала — политический расклад в области в целом пока остается прежним и соответствует федеральной повестке. Однако это не означает, что сохраняющим лидерство единороссам можно расслабленно сидеть на имеющемся рейтинге.
Выборы как разминка
По данным облизбиркома, всего 10 сентября в Иркутской области завершились 543 муниципальные кампании. Избиратели решили, кто возглавит 244 муниципалитета и займет 2 649 мест в местных думах. Ожидаемо, большая часть «пирога» досталась «Единой России» — 62,4% от общего количества мандатов, еще 13% получила КПРФ, 2,2% — ЛДПР, 1,8% — «Справедливая Россия», более 20% остальных мандатов получили самовыдвиженцы. Впрочем, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Брилка уже успел заявить, что большая часть этих самовыдвиженцев являются сторонниками его партии.
Сергей Брилка отмечает важность прошедших выборов. По его словам, эта муниципальная кампания была для партии принципиальной. «Впереди — выборы в Законодательное собрание, и эти выборы — хороший старт подготовки к ним», — объясняет он. По его словам, борьба была очень конкурентной. «В некоторых территориях разрыв между первым и вторым местом оказался минимальным, в частности в Качуге, где победу одержала кандидат от «Единой России» Альбина Хомич», — привел он пример. Секретарь регионального отделения признался также, что на некоторых территориях партия и вовсе не стала выставлять кандидатов, как в Усольском районе, где представитель КПРФ Виталий Матюха еще на старте кампании имел высокий рейтинг и затем победил с результатом в 84,15%.
Кстати, коммунистам, помимо Усольского района, победу принесло и участие в кампании по выборам мэра Слюдянского района. В конкурентной гонке представитель КПРФ Алексей Шульц меньше чем на 100 голосов опередил единоросса, действующего мэра Андрея Должикова.
Успешно для себя на прошедших выборах выступила ЛДПР. Как сообщил корреспонденту АН координатор регионального отделения партии Виктор Галицков, по итогам выборов партия смогла резко нарастить свое представительство на выборных должностях в органах муниципальной власти Иркутской области. Если до 10 сентября на различных должностях находилось 52 члена ЛДПР, то теперь их число выросло до 75. «Такой результат позволяет нам оптимистично смотреть на участие в будущих выборах, в первую очередь в депутаты областного парламента», — добавил он. Кстати, сам Виктор Галицков стал главой Ушаковского муниципального образования, победив действующего главу, представителя КПРФ Александра Кузнецова. Стоит отметить, что Ушаковское МО можно назвать своеобразной жемчужиной. Помимо поселка Пивовариха, в него входят активно развивающиеся территории, примыкающие к Байкальскому и Голоустненскому трактам.
Единороссам рано расслабляться
Президентские выборы, которые пройдут в 2018 году, могут стать важным рубежом для политической системы России. Традиционные участники президентских кампаний за последние почти 30 лет — лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский в случае выставления своих кандидатур, скорее всего, сделают это в последний раз. Как минимум в силу возрастных причин. Поэтому можно предположить, что после президентских выборов 2018 года обе партии ждут серьезные изменения — как по составу лидеров, так и по содержанию декларируемой для избирателей и сторонников партийной программы. Такая перезагрузка для КПРФ и ЛДПР будет на руку в процессе подготовки к новому циклу федеральных выборов, стартующему в 2021 году. При этом у «Единой России» возможности для таких маневров ограничены. Она будет вынуждена сохранять свою повестку и примерный состав лидеров по ряду причин. Во-первых, шансы на то, что в предстоящей президентской гонке победит кто-либо другой, кроме поддерживаемой этой партией кандидатуры, практически нулевые. Во-вторых, в настоящее время дан старт ряду крупных федеральных программ, а также инфраструктурных и иных проектов со сроками окончания в начале 20-х годов. Все эти программы и проекты гласно или негласно курируются именно «Единой Россией» и уже сейчас позволяют понимать риторику партии на ближайшие несколько лет.
На этом фоне возможный процесс перезагрузки внутри оппозиционных партий позволит их представителям более гибко реагировать на текущие запросы обычных граждан, на изменение обстановки в стране, а значит привлекать к себе больше внимания. У КПРФ и ЛДПР будет в запасе несколько лет, чтобы успеть «потренироваться» на региональных выборах. Иркутская область в этом смысле может стать одной из пилотных территорий — на выборах в региональный парламент 2018 года или муниципальных выборах в 2019 году. Не исключено, что по итогам этих кампаний единороссам придется подвинуться по количеству мест, занимаемых на выборных должностях в органах власти.