> Бурятия: безальтернативные выборы? - Аргументы Недели Иркутск

//Политика

Бурятия: безальтернативные выборы?

№  () от 2 августа 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]

В Бурятии стал известен окончательный список участников предвыборной гонки на пост главы республики. В их состав не вошел основной, по мнению многих, претендент на кресло — член КПРФ Вячеслав Мархаев. Не пройдя так называемый муниципальный фильтр, он подал жалобу в ЦИК России. Пока о результатах ничего не известно, однако в Улан-Удэ в знак протеста объявили голодовку.

Акция протеста длилась один день — она началась и закончилась 28 июля. Объявила ее жительница Улан-Удэ, не согласная с отказом в регистрации кандидата на пост главы республики Вячеслава Мархаева. Рядом с памятником Ленину на главной площади города она повесила плакаты с надписью: «Нет выборам без Мархаева! Я объявляю голодовку!». 28 июля женщина с утра стояла на Площади Советов, пока в конце рабочего дня с ней не встретились представители партии. «Я понимаю, — обратился к ней Мархаев, — вы объявили голодовку за идею, справедливость, правоту, готовы в том числе на крайние меры. Но я прошу вас прекратить голодовку. Думаю, это будет правильным шагом и это просто необходимо сделать».

Женщина с доводами согласилась, и ее голодовка была прекращена (правда, появились желающие перенять эту «эстафету»). О том, что привело к голодным протестам и нарастанию недовольства в массах, в Бурятии сейчас много спорят — правомерен ли был отказ избиркома и не намеренно ли коммунисты представили сдвоенные подписи.

Незасчитанные подписи

25 июля избирком Бурятии официально зарегистрировал трех кандидатов на выборы главы республики. Так, удостоверения кандидата получили врио главы Бурятии Алексей Цыденов, представитель партии «Коммунисты России» Батодалай Багдаев и лидер БРО партии ЛДПР Сергей Дорош. Четвертому кандидату, лидеру бурятских коммунистов, а ныне сенатору от Иркутской области Вячеславу Мархаеву, в регистрации отказано. Как написал на своей странице в «Фэйсбуке» Багдаев, тому не хватило подписей муниципальных депутатов, иными словами, он не прошел муниципальный фильтр. Кроме того, большинство членов избирательной комиссии проголосовали против регистрации Мархаева, поддержала его лишь член избиркома от КПРФ Анна Абуталибова. В свою очередь за кандидатуры Дороша, Багдаева и Цыденова члены комиссии проголосовали единогласно. Еще одному заявившемуся кандидату Игорю Пронькинову отказано в регистрации в связи тем, что он вообще не собрал никаких подписей, а шестой участник снялся с выборов самостоятельно, даже не начиная избирательной кампании.

Подобный результат в Бурятии предсказывали еще до того, как избирком изучил подписи — информация о сдвоенных подписях попала в СМИ сначала неофициально, затем ее подтвердил Мархаев, да и сами депутаты — владельцы двойных подписей — сделали заявление. Так, Мархаев сообщил в интервью местным изданиям, что коммунисты собирали подписи муниципального фильтра в течение трех месяцев. Изначально, заявил он, его готов был поддержать 51 депутат в 21 районе Бурятии, и этого было бы более чем достаточно, ведь для регистрации нужно собрать 32-33 подписи. «Однако в ходе сбора подписей появлялись сообщения, что якобы Мархаев не пойдет на выборы, всем рассказывали, что он боится, не хочет баллотироваться и так далее. Некоторые в это поверили и отдали свои подписи за других кандидатов», — убежден Мархаев. Политик пояснил, что помешали и технические причины — в день открытия партией КПРФ избирательного счета зависла программа и счет был открыт на день позже. За это время, по словам Мархаева, представители власти всевозможными способами собирали подписи.

«Мы ведь только через сутки после старта начали заниматься работой по сбору подписей. За это время они успели забрать подписи и наших коммунистов. И все те, кого так или иначе ввели в заблуждение, затем подписались за меня. Но по закону учитывается только первая подпись, так что они, скорее всего, отойдут не нам. Но мы постараемся отстоять свои голоса в судебном порядке», — отметил коммунист.

При этом он рассказал, что сдвоенных подписей, то есть таких, где депутат подписал листы поддержки двух претендентов, далеко не так много, как о том сообщают некоторые СМИ. Их всего 4, и эти депутаты отметили, что их ввели в заблуждение, сообщил Мархаев. Лидер бурятских коммунистов добавил также, что в настоящее время тем четверым, что отдали свои подписи дважды, продолжают «выкручивать руки» и оказывать на них давление.

Сами депутаты, кстати представители партии КПРФ, также подтвердили, что листы поддержки подписали дважды — сначала за единоросса Алексея Цыденова, потом за Мархаева. Однако давление на них, сообщили они, оказывали вовсе не представители правящей партии. Так, депутат райсовета Тарбагатайского района Александр Стрижов сообщил, что самостоятельно, без всякого давления подписался за Цыденова. «Это было мое личное волеизъявление», — подчеркнул он в интервью телеканалу АТВ. И рассказал, что через полторы недели к нему обратились бывшие сослуживцы и предложили отдать голос за Мархаева, сказав, что у них не хватает подписей.

«Я поставил их в известность, что уже отдал голос за Цыденова, но меня заверили, что можно отдавать подписи хоть за двух, хоть за трех кандидатов. Я подписался», — сообщил депутат. Аналогичную историю рассказал еще один депутат райсовета, уже Заиграевского района, Александр Васильев. Он также сообщил, что отдал голос за Цыденова, но через пару дней после этого ему, как члену КПРФ, позвонили и сказали, что можно отдать свой голос и за Мархаева. Между тем, согласно закону, депутат может поддержать только одного кандидата, и при подсчете учитывается только первая подпись. Что, собственно, и произошло при проверке подписей в избиркоме Бурятии. При этом председатель избиркома Дмитрий Ивайловский ответил, что избирком не принимает политических решений, а лишь следует нормам закона, так что никакого подтекста в их решении искать не следует.

Выборы без выбора или намеренный проигрыш?

КПРФ, впрочем, все равно намерена оспорить решение об отказе в регистрации. 26 июля коммунисты направили жалобу в центральную избирательную комиссию. «Решение избиркома республики мы не признаем, и борьба продолжается. Я думаю, ЦИК вынесет положительный вердикт. У них есть все основания, чтобы восстановить меня в качестве кандидата в главы республики», — заявил Мархаев.

Он пояснил, что 26 июля получил постановление избирательной комиссии республики об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы республики, но у него есть еще 10 дней, чтобы это решение оспорить. После того как ЦИК примет решение, коммунисты намерены подать жалобу в Верховный суд и прокуратуру.

Представитель Мархаева в избиркоме с правом совещательного голоса Александр Демин во время вынесения решения сказал членам комиссии, что в случае, если Мархаева до выборов не допустят, в республике пройдут «выборы без выбора». Ранее о том же говорил представитель партии Виктор Малышенко — он тоже заявлял, что без Мархаева выборы в Бурятии будут фактически безальтернативными. При этом двоим другим представителям оппозиционных партий члены КПРФ, конечно, желают удачи, но при этом отмечают, что именно у Мархаева среди населения наиболее высокий рейтинг. Именно он — наиболее узнаваемая фигура, в то время как фамилии ни шоумена-телеведущего Батодалая Багдаева, ни «сокола Жириновского» Сергея Дороша в республике широко не известны. «В ситуации, когда выбирать предложат из них двоих и ставленника Кремля Алексея Цыденова, результат можно считать вполне ожидаемым, — отмечают они. — И вообще, в таком случае позднее могут возникнуть вопросы по поводу легитимности выборов».

Однако существует и другое мнение. Оно заключается в том, что с юридической стороны выборы нельзя будет считать нелегитимными — они в любом случае будут проведены на альтернативной основе. А вот вопросы, по мнению этой, другой стороны, могут возникнуть к поведению самих представителей КПРФ — почему, зная, что подписи сдвоенные, они вообще сдали их на проверку в избирком, ожидая с вероятностью 99%, что их не примут, и ничего не сделав для того, чтобы исправить ситуацию? По этому поводу депутат Народного хурала Бурятии Баир Цыренов заявил местным СМИ, что это выглядит как «попытка выйти из ситуации с красивым лицом». По его словам, кандидаты прекрасно были осведомлены о том, что нужно набрать 7% подписей муниципальных депутатов, и готовились к этому заранее, и обнаруженный брак вполне можно было исправить, заменить сдвоенные подписи другими. Так что больше всего это похоже на преднамеренное действие, говорит Цыденов. Тем более что кроме сдвоенных подписей были и другие грубые ошибки, которые сложно считать непреднамеренными, учитывая статус и опыт кандидата. Так, у одного из муниципальных депутатов в листе поддержки Мархаева указана несоответствующая действительности дата рождения, а еще два муниципальных депутата сложили свои полномочия до того, как поставили подписи в поддержку кандидата. Так что, возможно, предполагают они, КПРФ намеренно сделала так, чтобы их кандидата сняли с выборов — ведь победа в паре «Мархаев — Цыденов» далеко не так очевидна, как в паре «Мархаев — Наговицын», а проигрыш неминуемо означал бы потерю лица для оппозиционного политика. Сам Мархаев, впрочем, подобные заявления считает провокационными и заявляет, что готов бороться до конца за статус кандидата на пост главы Бурятии.

Как отмечает политолог Евгений Малыгин, без Вячеслава Мархаева кампания по выборам главы республики сильно потеряла в конкурентности, поскольку очевидно, что ни Дорош, ни Багдаев хоть сколько-нибудь сильно поколебать шансы Цыденова на победу не могут. «Некая интрига теперь будет заключаться лишь в том, сколько именно процентов наберут эти два «оппозиционных» кандидата, поскольку порядок, в котором они придут к финишу, уже примерно ясен (если, конечно, не случится форс-мажоров): Цыденов, Дорош, Багдаев», — уверен эксперт.

Что до Мархаева, то он, на взгляд Малыгина, не проиграл и не проиграет в статусе или политическом весе, даже если не вернется в гонку: сейчас КПРФ в Бурятии, уверен политолог, имеет большое конкурентное преимущество перед выборами в Народный хурал, которые состоятся в 2018 году. Партия находится в позиции несправедливо отстраненного, но не сломленного коллективного кандидата, а сам Мархаев по-прежнему может претендовать на роль лидера оппозиции, что может, при грамотном ведении кампании, принести коммунистам дополнительные голоса в следующем электоральном цикле.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте