В Москву из Италии привезли мощи святого Николая Чудотворца. По статистике, в нашей стране только 6% населения считают себя воцерковлёнными. Поэтому атеистам и людям, причисляющим себя к православным лишь по месту рождения, не совсем понятен ажиотаж, который нагнетается государственными телеканалами в связи с этим событием. Между тем Николай Чудотворец в истории России всегда был божественным персонажем. Его даже причисляли к Святой Троице – наряду с Отцом и Сыном. Имя Николай в дореволюционной России чаще других давали младенцам-мальчикам.
После заката СССР он вновь становится символом истинной веры, а последнее время – и фактором большой политики. Но давайте по порядку, начнём с истории.
Он родился и жил на рубеже III и IV веков на территории современной Турции. Город назывался Мира и входил в восточную часть Римской империи. Святитель Николай был там епископом. При нём в Мире активно развивалась христианская община.
Про святого Николая рассказывают много чудесного. В частности, он стал прообразом Санта-Клауса, после того как одарил подарками трёх девочек. Причём последний подарок оказался в носке, откуда и пошёл обычай прятать современным детям в носок подарок от Санты. Но это цветочки. Он прославился на всю Римскую империю как спаситель от смерти, покровитель моряков и невинно осуждённых. В России к этому прибавились покровительство зверей и домашнего скота, пчеловодства, земледелия и связь с умершими родственниками. Ему посвящено много храмов и икон. Больше – только Святой Богородице.
После его смерти в первой половине IV века город Мира стал местом паломничества. В начале IX века построили церковь Святого Николая, в которой и хранились те самые мощи, вплоть до 1087 года, пока их не спёрли итальянцы из города Бари. На современной карте он напротив Черногории. Впрочем, сами итальянцы уверены, что спасли мощи от поругания турками-сельджуками. Через триста с лишним лет после того воровства сельджуки и впрямь захватили Византию. Но храм Святого Николая не разрушили по сей день. Немного подробностей.
В том самом 1087 годубарийскиеивенецианскиекупцы подрядили 47 морских пиратов украсть мощи из храма святителя Николая в Мире. Те связали охранявших мощи монахов и вскрыли саркофаг. Далее обошлись без всякого золочёного ковчега, похватали кости и череп, завернув их в чью-то рубаху. После этого быстро сбежали на корабль и отчалили. Произошло это 20 апреля 1087 года по старому стилю. И уже 9 мая (как и у нас – в День Победы) привезли мощи в Бари. Этот день и стал одним из двух почитаемых верующими дней Николая Чудотворца – 22 мая по новому стилю. Второй день – 19 декабря. Именно 22 мая в Москве и был открыт доступ верующих к святым мощам.
Понятно, что спешка итальянских пиратов не могла не привести к потерям части мощей. В саркофаге осталась примерно пятая часть фрагментов костей Св. Николая. Примерно в 1100 году их похитили уже венецианские купцы во время крестового похода. Даже пытали охранявших монахов, чтобы узнать, где спрятаны останки. Затем перевезли в Венецию, на остров Лидо, где они и хранятся по сей день в церкви Св. Николая. В Венеции православного святого более всего почитают как хранителя моряков.
В Руси того времени мало разбирались в этих тонкостях. Поэтому усилиями патриархов Киевских, наместников Византийской империи, день 9 (22) мая уже в XI веке стал великим церковным праздником – перенесения мощей святителя Николая, великого угодника Божия. А вот большинство католиков этот праздник практически не отмечали и не отмечают. Святой Николай был всё же православным. Сказываются различия между католиками и нами.
Без бутылки в этом не разобраться. К примеру, и те и другие считают друг друга отколовшимися схизматиками. Но православные в придачу считают католиков еретиками. Прочие различия не поймёт никто. Святой Николай посмотрел бы на тех и других с укоризной.
Быть может, понимая всю ничтожность тысячелетней распри, и встретились Патриарх Кирилл с Папой Римским Франциском в Гаване в начале минувшего года. Там и договорились о временном переносе мощей из Бари в Москву и Питер. К слову, этот акт можно расценить и как тенденцию к экуменизму – то есть объединению христианских церквей.
Говорят, что сторонниками объединения выступают патриарх Кирилл и его правая рука митрополит Волоколамский Иларион, в миру Алфеев Григорий Валериевич. Последнему прочат блестящую карьеру как человеку чрезвычайно и всесторонне образованному.
Но это только слухи: в России «во многой мудрости много печали», как написано в ветхозаветном Екклесиасте. Таких продвинутых в недрах РПЦ не очень-то и любят. Да и зачем нам римская власть? Ясно же, что объединение подразумевает подчинение младшего старшему. Здесь мы Ватикану с его двухтысячелетним опытом интриг и коварства не ровня: всё равно обманут, внесут смуту и растопчут устои.
Перед таким выбором мы уже стояли в нашей истории. В 1439 году митрополит Киевский Исидор оказался сторонником объединения церквей. Умирающая Византия хотела таким образом получить защиту Рима от османов. В результате во Флоренции была провозглашена Флорентийская уния, по которой Исидор обязался принять Русь в католичество. Но русскому царю Василию II Тёмному и боярам идея не понравилась. Исидора едва не посадили на кол, когда тот прибыл в Москву. После этого патриарха выбирали из своих, дома.
Через полтора века даже знаменитый Иван Грозный в 1573 году был готов признать Флорентийскую унию, если бы польский сейм избрал его королём Речи Посполитой. Был и такой исторический факт. Но – не срослось! После этого, основываясь на его готовности, Папа Римский Григорий XIII прислал к нему посла, чтобы склонить Грозного к переходу в католичество. Тот милостиво разрешил послу провести публичные слушания в Москве о смене веры. Но не выдержал первым – в грубой форме вопрошал посла – для чего католики бреют подбородок?
Уже в наши дни очевидно: по мере роста многоголового кризиса в рядах католической церкви там всё пристальнее смотрят на Восток. Помощи ждут? Похоже, только здесь – остатки того, что две тысячи лет назад называлось зарождением новой христианской веры. Для демонстрации своего дружелюбия католики пускают в ход святые мощи, намоленные иконы и даже Пояс Святой Богородицы. В результате иерархи и встретились на Кубе после тысячелетней вражды.
При этом наши попы бодро учат европейские языки и ездят туристами по культурным местам за границу. Об истинных помыслах ксёндзов ещё 90 лет назад понятно сказал герой романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» Остап Бендер: «Небо теперь в запустении. Не та эпоха, не тот отрезок времени. Ангелам теперь хочется на землю. На земле хорошо, там коммунальные услуги...» Одним словом, ксёндзы опять охмуряют.