В Бурятии депутаты Народного хурала выступили против контроля за прогулами. Тема вызвала бурное обсуждение на сессии Народного хурала 1 марта. Вниманию народных избранников представили постановление, которое прописывает механизм отслеживания присутствия парламентариев на заседаниях сессий и комитетов. Несмотря на то, что сам этот закон был принят большинством голосов еще в прошлом году, вопрос неожиданно вызвал бурное обсуждение на сессии. Парламентарии возмутились тому, что за ними «устанавливают тотальную слежку».
Как пояснил председатель комиссии по регламенту НХ РБ Батор Цыбиков, проект постановления подготовлен в связи с принятыми в прошлом году поправками в закон «О статусе депутата». Поправками, напомним, были внесены изменения в статью о мерах ответственности в отношении депутатов, систематически не посещающих сессии НХ РБ без уважительных причин. Там были прописаны все уважительные причины: направление в командировку, временная нетрудоспособность, регистрация брака, рождение ребенка, смерть члена семьи или близкого родственника и обстоятельства непреодолимой силы. Теперь же проектом постановления предложили установить, что о невозможности присутствовать на заседании депутат обязан заблаговременно письменно информировать председателя НХ РБ и одновременно с заявлением должен предоставить подтверждающий документ.
Пропуском на заседании НХ РБ считается отсутствие депутата полный день или более половины от общего времени заседания. Факт отсутствия устанавливается с помощью электронной карточки участника заседания. Ее предлагается регистрировать после каждого перерыва, пояснил Цыбиков.
Постановление вызвало у депутатов вопросы и возмущение — необходимость постоянно регистрировать карточки их озадачила. Депутат Сактоев заявил, что просил уже указать на причины принятия мер по поводу прогулов. «У нас что, были срывы сессий? — задал он прямой вопрос. — И я спрашивал на комитетах, кто у нас злостный прогульщик, никто не ответил. А просто так принимать (постановление, — ред.) это оскорбление для большинства депутатов. Что мы, мальчики, что ли? Есть здесь руководители, директора крупных предприятий, и вдруг начнут нас отслеживать по карточке? Ну, ушел я и не взял карточки, кто-то придет, вытащит ее, и мне запишут прогул?».
Александр Коренев согласился с тем, что есть закон, в соответствии с которым депутаты должны присутствовать на сессиях, но есть объективные и субъективные причины для отсутствия. «Мы возвращаемся к 37 году, — заявил он, — за каждым установить слежку, требовать документ. И правильно звучало — сессий-то мы ни одну не сорвали. Дисциплину надо поднимать, но не надо делать жестокость. Механизм до конца не отработан, мы с ним торопимся».
Коммунист Баир Цыренов парировал, что до 37 года Бурятии далеко, и что были ситуации, когда на сессии в зале по факту депутатов было меньше, чем нужно для принятия закона, но они оставляли карточки, и голосование проходило, законы принимались.
«А при должной настойчивости, через суд и прокуратуру, можно было бы опротестовать законы, — отметил Цыренов, — потому что большинства депутатов не было в зале, а закон принят. А то, что мы боимся что-то там зарегламентировать, так органы власти не боятся же регламентировать жизнь простых граждан во многих вопросах, у нас есть законы и подзаконные акты в бесконечных количествах. А тут дело касается рабочего момента, тем более все выступают, что, мол, мы и так хорошо ходим на сессии, так в чем проблема? Вышел из зала, забрал карточку, вернулся — поставил на место, что здесь такого? Карточка маленькая, компактная, как кредитная, многие по несколько кредиток с собой носят, проблем же нет».
Борис Базаров и вовсе заявил, что «существует некая парламентская практика, когда отказ от участия в голосовании и работе тоже является неким видом депутатской деятельности, и этот принцип всегда считался достаточно демократичным»:
— Есть такие вопросы, и даже сессии, в которых депутат вправе не принимать участие, не объясняя причин, это право депутата. Что закон принят, никто не возражает, но вы идете в развитии, которое ущемляет интересы депутата в его собственном правовом поле. Зачем глупости умножать? — высказался депутат.
В ответ на все претензии Батор Цыбиков напомнил, что, согласно закону о статусе депутата, члены НХ РБ обязаны присутствовать на всех заседаниях, а закон о пропусках уже принят в прошлом году. Представитель правового управления НХ РБ также напомнила, что депутаты сами установили ответственность за прогулы без уважительной причины — в виде лишения компенсации депутатских выплат. Так что постановление лишь прописывает механизм, каким образом будет отслеживаться присутствие депутатов на сессии — через электронные карточки и перерегистрацию. Кроме того, аналогичный механизм действует и в Государственной думе. Постановление после всех споров все же было приятно и опробовано на практике уже после ближайшего же перерыва. Теперь парламентарии в Бурятии должны будут на период выхода из зала забирать свои электронные депутатские карточки из ложементов, а возвращаясь, устанавливать их на место. А если вдруг карточки останутся в ложементах на время перерыва, то они будут временно заблокированы.