Аргументы Недели → Политика № 3(545) от 26.01.17

«Ласковый май» – как подарок Трампа

, 16:08 , Главный редактор АН

Говорить сегодня о новом американском президенте – значит утонуть в дружном хоре придворных телеполитологов. Брызгая слюной и перебивая друг друга, они твердят с экранов, что ещё сто лет назад предсказывали его победу. При этом стараются обходить стороной суть его призывов и обещаний, особенно в экономическом плане.

Совсем перевирают официальные российские СМИ и лозунги противников Трампа. К примеру, называют массовые протесты против него «маршами розовых шапочек». На самом деле протестующие в американских городах надевают на головы приспособления, которые называют «вагинами», а сами марши – знакомым нам сочетанием Pussyriot, то есть «бунтом влагалищ».

Объяснить и понять смысл таких протестов непросто. Русский бунт в отличие от американского имеет совсем другие атрибутику и последствия. Поэтому наша власть так дорожит остатками социальных привилегий российских пенсионеров, частенько заступается за лишённых зарплат рабочих, обманутых вкладчиков и прочих граждан, способных на настоящий бунт.

Действует и команда Трампа. Быть может, для успокоения десятков тысяч людей, идентифицирующих себя с «влагалищами», окружение нового президента организовало гастроли в США нашей легендарной эстрадной группы «Ласковый май» вместе с Андреем Разиным и Юрой Шатуновым. В марте они пропоют на концертах в нескольких городах США свои «Белые розы» – в первую очередь для выходцев из России и в качестве бесплатного подарка от нового президента своим русским избирателям. Глубинный смысл акции – протянуть руку дружбы из России американским протестующим. В прошлый раз «Ласковый май» протянул такую руку дружбы США аж 27 лет назад.

И всё же нам важнее и проще понять ту тенденцию, которую олицетворяет собой Трамп в экономике, – возврат Америке её индустриальной мощи. Все разговоры о наступлении эры IT-технологий уходят на второй план. Оказалось, что Трампа больше волнует судьба так называемого «ржавого пояса», куда входят некогда сильные американские штаты, где варили сталь, занимались машиностроением и делали автомобили. Сегодня крупные американские фирмы перенесли производство в Китай и Мексику – там делать автомобили намного дешевле – и промышленные штаты пришли в упадок. Трамп потребовал вернуть производство обратно, домой. Кто не согласен – нарвётся на разорительные таможенные пошлины.

Тут самое время посмотреть на себя и понадеяться, что наши любители всего западного в правительстве Медведева уловят эту же тенденцию. А если уловят, то вернут стране её былую индустриальную мощь. Пока у нас разрастается свой «ржавый пояс». В первую очередь – это несколько сотен так называемых моногородов и посёлков городского типа, где проживает более 25 миллионов человек.

Это города с умершим машиностроением, где, по словам профессора Натальи Зубаревич, люди живут отхожим промыслом, как в XIX веке. Где зарплата в среднем колеблется вокруг 10 тыс. рублей в месяц. При этом в отличие от американцев, которые в поисках лучшей доли меняют место жительства в среднем 6 раз за жизнь, наши граждане не делают этого почти никогда. У нас всё население по-прежнему привязано к своей точке пропиской.

Положение мог бы облегчить так называемый малый бизнес, но про него больше говорят, чем для него делают. А вот в США ему полное раздолье: только захоти – и кредиты дармовые тебе будут, и налоговые льготы. У нас – ни того, ни другого. У нас Трамп не захотел бы стать президентом никогда.

Там, у себя, ему сравнительно легко. В первый день президентства собрал представителей крупнейшего бизнеса и согласовал правила восстановления экономики. А кого зовёт на подобные встречи наш президент? Чубайса и нефтяных да сырьевых олигархов с банкирами, которые свой бизнес чаще всего не создавали, а получили готовым в результате приватизации. И что может сказать Путину тот же Чубайс? Как всегда – дай денег? А нефтяные магнаты – освободи от налогов?

А почему бы не пойти по пути того же Трампа и не позвать на совет настоящих бизнесменов, сделавших свои фирмы и предприятия собственным трудом? Имя им – легион. Это Вадим Ванеев («Евродон»), Вадим Дымов (производство мясных деликатесов), Олег Тиньков (банковский и страховой бизнес), Андрей Сидоров (крупнейшее в Европе производство мебели), Сергей Галицкий (ретейл), Андрей Даниленко (молочная компания) и многие другие. В своих редких публичных выступлениях они часто недоумевают – как можно правительству управлять экономикой, по всем признакам ничего в ней не понимая? Как можно вводить, к примеру, лицензию на производство навоза? Именно эту проблему недавно придумали в правительстве для производителей молока и мяса.

Трамп умер бы на месте без всяких протестов Pussyriot, узнай он, что Обама протащил через правительство закон, по которому за появление коровьей лепёшки надо заплатить деньги. И перевернулся бы в гробу, узнав, что усилиями Обамы коровий и прочий навоз приравняли к пятой группе отравляющих веществ, куда входят ядерные отходы. Но Обама коров не тронул. А вот Медведев, Шувалов и Дворкович навозом не побрезговали. Как с ними работает Путин? Редкого терпения человек…

И еще раз о тенденциях. Американская бизнес-верхушка окончательно поняла, что без собственного производства стране не прожить. Это давно поняли в Германии, Японии, Южной Корее и Китае – вот они и живут лучше всех, видя весь мир рынком своих товаров и заботясь о своих гражданах.

И нам самое время хотя бы не отстать от Америки в её стремлении надеяться на труд собственных граждан. Пока наблюдения не радуют. Из традиционных авиационных тем очень беспокоит вот что. Министр Мантуров буквально зачастил в Китай. Именно от него пошла инициатива сборки дальнемагистрального гражданского самолёта Ил-96 в Китае. Такими технологиями пока обладают авиастроители США, Западной Европы и России. Но Мантуров продолжает грезить Китаем. Хотя не может не знать, что китайцы уже скопировали транспортник Ил-76 и даже ядерный ракетный комплекс типа «Тополь». Сегодня этот «китайский» министр бубнит о совместном производстве в Китае какого-то другого тяжёлого самолёта, но всё равно по технологиям фирмы Ильюшина. Почему не в России?

Получается, у Трампа – бунт влагалищ, у Путина – скрытый саботаж министров. Что страшнее?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram