После заключения Москвой сирийской сделки с Вашингтоном английские и американские СМИ начали признавать: «Россия вновь становится великой державой». По мнению газеты The Independent, если план будет осуществлён, то наша страна «сможет подняться до былого статуса сверхдержавы». Само собой, делаются подобные заявления с таким зубовным скрежетом, что его слышно не только в Кремле и районах столицы за МКАДом, но даже на Камчатке.
Дело в том, что «великими державами» англосаксы всегда считали только те государства, которые на равных с ними решали судьбу других стран. По мнению США и Великобритании, после развала СССР таких на Земле не было вовсе. С тех пор прошло четверть века, и вот уже десятки раз похороненные западными аналитиками и футурологами русские снова возвращаются. Правда, пока лишь на Ближнем Востоке.
Особой пикантности заключённому соглашению добавляет секретность – пять согласованных нашими странами документов не будут опубликованы. Впрочем, об их содержании догадаться не так уж и трудно – варианты достаточно ограничены. Влиятельная американская газета The Washington Post утверждает, что Белый дом пошёл на масштабные уступки, «означающие отказ от задачи освободить Сирию от г-на Асада, которую некогда ставил перед собой г-н Обама». В итоге Соединённые Штаты превращаются «в младшего партнёра России в важнейшем на настоящий момент ближневосточном конфликте». Словом, Вашингтон предал «сторонников демократии» в Сирии.
Такая критика «тёмного властелина» перед самыми президентскими выборами выглядит очень резко. Всё последнее время американские газеты, словно по команде, набрасывались на соперника демократов Дональда Трампа из-за того, что он якобы готов «лечь под Москву». Теперь же получается, что его примеру последовал и Барак Обама, всеми силами поддерживающий спотыкающуюся на ровном месте из-за проблем с головой Хиллари Клинтон. Спрашивается, куда же податься простому американскому избирателю?
Если таким нападкам нынешнюю американскую администрацию после сирийской сделки подвергают обычно держащие себя в руках столпы прессы США, то менее авторитетные издания, как говорится, вообще в выражениях не стесняются. Дело доходит до утверждений, что Владимир Путин «лупит Обаму, буквально как боксёрскую грушу». Русским, мол, вообще нравится смотреть на позор и унижение падающего навзничь лидера Америки, дразнить и бросать ему в глаза песок. Смотреть, как оступается и поскальзывается на банановой кожуре, умело подброшенной Сергеем Лавровым, ещё и Джон Керри: «Пляши, Керри, пляши!»
При этом в США отлично понимают, что за схваткой наблюдает весь мир. Причём просмотр столь увлекательного «геополитического шоу» ослабляет Вашингтон и усиливает Москву – помогает Кремлю восстанавливать престиж России на Ближнем Востоке. Ведь увиденное очень нравится лидерам Китая, Ирана и других государств, которые уже считают русских отличными партнёрами. В итоге союзники американцев по НАТО теряют уверенность, а Япония и Тайвань находятся чуть ли не на грани истерики. Многополярный мир возвращается.
Впрочем, существует на Западе и другой взгляд на всё происходящее. На днях к дискуссии о возвращении России статуса великой державы присоединился известный экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Кругман. По его мнению, Российская Федерация 2016 года – совсем не то, что Советский Союз 1986‑го. Наша страна сейчас не является сверхдержавой. Несмотря на преодоление экономического кризиса, последовавшего после развала СССР, России не удалось разнообразить свой экспорт. Она по-прежнему в значительной степени сидит на нефтяной игле.
Хотя, по мнению Кругмана, избавиться от этого было возможно: от Союза осталось много прекрасно обученных кадров. Но российские эмигранты стали ключом к технологическому буму в других странах. К примеру, в Израиле. В итоге Россия до сих пор «не реализует свой технологический потенциал, так как коммерческий успех в ней зависит главным образом от политических связей». Неприятная правда. Однако только экономические успехи тоже автоматически не переводят страны в статус сверхдержав. Германия и Япония, несмотря на свой огромный высокотехнологический экспорт, в обозримой перспективе такими не станут – без огромного ядерного арсенала им не хватит военного потенциала.
Сейчас наша страна двинулась в нужном направлении благодаря своей армии и военной промышленности. Для прорыва в экономике в первую очередь нужно новое правительство. Процесс понемногу пошёл, но, по мнению многих экспертов, до президентских выборов 2018 года нового премьера Россия вряд ли увидит. Выдержит ли экономика эти два сложных года?