Роскосмос объявил, что приступает к созданию новой сверхтяжёлой ракеты-носителя (СТРН). Казалось бы – зачем? В стране кризис, не хватает денег на социальные нужды и жизненно важные программы, а тут траты миллиардов бюджетных средств на ракету для полётов к Луне. Итак – зачем?
Обычным гражданам, не владеющим достоверной информацией о значении и реальном состоянии дел в космической отрасли, можно простить такое заблуждение. Но близорукость людей, кто стоит «у руля» отрасли, мягко говоря, непростительна. Почему вдруг только сейчас вспомнили о СТРН?
Нет пророка в своём Отечестве
Вопрос о создании СТРН, позволяющей противостоять потенциальным внешним угрозам в наше неспокойное время, поднимался экс-президентом и генеральным конструктором Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталием Лопотой начиная с 2009 года. Учёный с мировым именем, член-корреспондент РАН, возглавивший знаменитую «королёвскую» фирму в 2007 г., несколько лет пытался убедить руководство отрасли в необходимости создания новой сверхтяжёлой РН грузоподъёмностью более 75 тонн на базе технологического задела программы «Энергия-Буран». Однако его предложения не нашли поддержки и не были внесены в ФКП-2025. Более того, принципиальная позиция экс-президента РКК «Энергия», направленная на защиту государственных интересов в области повышения обороноспособности страны и развития космонавтики, привела к его уголовному преследованию. Обвинение было сфабриковано в 2013 г. специальной комиссией Роскосмоса во главе с бывшим заместителем руководителя агентства Олегом Фроловым (уголовное дело до сих пор не закрыто, при этом доказательств вины В. Лопоты в суд не представлено).
Напомним, система «Энергия-Буран», которая более четверти века назад вывела в космос 105 тонн полезного груза, до сих пор остаётся недосягаемой для конкурентов. В этом наследии надо особо выделить самые мощные и эффективные в мире жидкостные 800‑тонные ракетные двигатели РД‑170/171 производства НПО «Энергомаш». Работают они на экологически чистых компонентах ракетного топлива.
Что же предлагали ныне опальный генеральный конструктор В. Лопота и его команда? Планировалось, что на начальном этапе ракета-носитель для лунной программы будет создана в трёхступенчатом варианте, с максимальным использованием технологий СТРН «Энергия» и опыта эксплуатации РН «Зенит» в коммерческих проектах «Морской старт» (уникальный плавучий космодром) и «Наземный старт» (стартовый комплекс на Байконуре). Старты ракеты-носителя предполагалось осуществлять с космодрома Восточный, начало лётных испытаний было запланировано к 2020 году. Однако в 2012 г. руководство Роскосмоса вычеркнуло эти планы из программы развития космонавтики. И это при том, что у разработчиков РН было предусмотрено совершенствование ракеты и достижение грузоподъёмности от 90 до 170 тонн. (У самого мощного на сегодня в мире носителя «Протон» грузоподъёмность лишь около 20 тонн.) Именно такие 170-тонники потребуются в будущем для пилотируемой экспедиции на Марс, космической обороны и обеспечения защиты Земли от астероидно-метеоритной опасности.
«Звёздные войны» – фантастика или реальность?
Ещё в 2012 г. В. Лопота утверждал, что РКК «Энергия» вместе с «ЦСКБ-Прогресс» и НПО «Энергомаш» могли бы создать подобную ракету за 3–5 лет на основе заделов по РН «Энергия» и «Русь-М». Но работы по новой РН «Русь-М» были прекращены главой Роскосмоса В. Поповкиным в 2011 году. То есть при наличии политической воли правительства Россия к 2017 г. могла бы получить современное средство выведения, способное решать важные гражданские и оборонные задачи.
Для сравнения: в США к 2018 г. создаётся СТРН SLS грузоподъёмностью 70 тонн. А к 2025 г. 130-тонная американская ракета отправится в космос. Не стоят на месте и другие страны, в первую очередь Китай. Таким образом, непродуманное решение руководства отрасли о прекращении работ над СТРН отбросило российскую космонавтику на десятки лет назад. И если в ближайшее время не удастся аккумулировать соответствующие идеи и технологии, создать под руководством опытного руководителя эффективный коллектив специалистов, процесс отката России на задворки ракетно-космического прогресса станет необратимым.
Как считают специалисты, форсирование в США работ по созданию СТРН вызвано планами размещения в космосе систем, обладающих большой энерговооружённостью и способных решать агрессивные задачи в космосе и из космоса на качественно новом глобальном уровне. Эти разработки ведутся в рамках научных исследований и освоения дальнего космоса. В настоящее время завершены лётные испытания гиперзвуковых противоракет. Развёртываются системы ПРО США в Чехии, Польше и на Аляске, которые нарушают паритет в области стратегических вооружений.
«Морской старт» как полигон развития технологий для сверхтяжёлой ракеты
Международный проект «Морской старт» создавался по инициативе бывшего главы РКК «Энергия» Юрия Семёнова в середине 90-х годов прошлого века. Инфраструктура космодрома вместе с ракетой космического назначения были созданы в кратчайшие сроки – всего за 3 года (1995–1998 годы). В состав участников кроме России вошли американский концерн «Боинг», украинские КБ «Южное» и производственное объединение «Южмашзавод» (сборка ракеты-носителя «Зенит»), а также норвежская компания «Квернер».Однако все использованные в «Морском старте» норвежские судостроительные и американские телекоммуникационные технологии были выстроены вокруг российской ракетно-космической идеологии. Благодаря таланту наших инженеров технологии морского космодрома до сих пор не имеют себе равных. Стартовая платформа плавучего космодрома при трёхметровой волне обеспечивает горизонтальность в пределах одного градуса (для сравнения: на земле допустимое отклонение ракеты от вертикали – полтора градуса).
Благодаря «Морскому старту» удалось сохранить кадры и обеспечить технологическую устойчивость стратегических производств российских ракетно-космических предприятий. Сохранены и развиты технологии производства уже упомянутых двигателей РД-170/171 с тягой 800 тонн (основное конкурентное преимущество России в ракетостроении). Благодаря уникальному морскому космодрому были созданы и отработаны многие отечественные «ноу-хау». Например, перспективные технологии полностью автоматизированных подготовки и пуска РН с дистанционным контролем. А при необходимости с радиоуправлением системами стартового комплекса. Чего до сих пор нет ни на одном другом стартовом комплексе ни за рубежом, ни в России, включая «Ангару», которую долгие годы позиционировали как «ракету будущего».
Но главное – инфраструктуры «Морского старта» и расположенного на Байконуре «Наземного старта» могут стать «полигоном» для отработки в кратчайшие сроки всех компонент конкурентоспособных РН среднего, тяжёлого и сверхтяжёлого классов, создаваемых на базе технологий советской РН «Энергия». Производить это «семейство» РН «Энергия-К» (предложенных к разработке ещё в 2010 году), для которых имеется до 90% отечественных технологий и комплектующих, можно на одном из российских предприятий.
Профессионалы отрасли убеждены, что использование в госпрограммах морского космодрома и эффективных ракетно-космических технологий позволит на 10–15 лет ускорить создание стратегически важной для страны СТРН. Это существенно снизит нагрузку на федеральный бюджет. Даже пирс для морского космодрома уже готов на Дальнем Востоке – один из двух, что построены для «Мистралей».
За счёт доходов от «Морского старта» в период с 1995 по 2014 г. российские предприятия получили заказы на сумму более 1,5 млрд долларов, было сохранено около 30 тыс. рабочих мест на более чем 50 предприятиях отрасли. Если бы не «Морской старт», многие контракты по гособоронзаказу в настоящее время просто некому было бы выполнять.
Так что сохранение «Морского старта» в юрисдикции России (в данный момент 95% активов компании принадлежат «внучке» РКК «Энергия») является жизненно важным для отечественной ракетно-космической отрасли и страны в целом. Не случайно в поручении Председателя Правительства РФ Дм. Медведева от 06.11.2013 (№ДМ-П2-7947) Роскосмосу и Минобороны РФ указано: «Продолжайте работы по обеспечению дальнейшей реализации проектов «Наземный старт», «Морской старт»…».
Однако, несмотря на поручение правительства, руководитель Роскосмоса Игорь Комаров и глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев прилагают максимальные усилия по продаже этого якобы убыточного проекта. Причём – что самое интересное! – уникальный морской космодром хотят продать по цене непрофильного актива – в 20 раз (!) ниже его имущественной оценки (2 млрд долларов), проведённой в 2014 г. ведущей в мире консалтинговой компанией NSR. К слову, именно так пыталась поступить компания «Боинг», целенаправленно проводя в 2009 г. процедуру банкротства «Морского старта», значительно занижая его оценку для возможности последующего выкупа как непрофильного актива или как металлолома. То есть Комаров и Солнцев играют на руку нашему стратегическому противнику. При этом Комаров в космонавтике вообще ничего не понимает.
Распродажа национальных приоритетов
Итак, хронология событий такова: 30 марта текущего года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил о готовящейся продаже «Морского старта», уточнив, что приобрести его готовы компании из США, Европы, Китая и Австралии. А 17 мая президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что тендер по продаже «Морского старта» завершится к середине июня. Правда, 30 августа была опубликована информация, из которой можно сделать вывод, что Россия остаётся в проекте, но в неясном качестве.
Если верить СМИ, РКК «Энергия» и корпорация «Боинг» сообщили об урегулировании задолженности российской стороны по проекту плавучего космодрома «Морской старт». Якобы часть задолженности «Энергии» перед «Боингом» (330 млн долларов) оплачивает анонимный инвестор (покупает доли участников «Морского старта» в разных размерах), и в будущем Россия в лице своего ведущего космического предприятия будет отдавать долг американским партнёрам отработками по совместным проектам. Например, работами по созданию стыковочного узла для перспективных кораблей «Федерация» (которые придут на смену «Союзам») и создаваемых «Боингом» CST-100 Starliner.
При этом долг в 330 млн долларов «Боинг» не смог доказать в независимом арбитраже Стокгольма, а добился его только в Федеральном суде США. Для этого использовались прецеденты уголовного процесса против В. Лопоты. Каждая новость в процессе уголовного преследования экс-президента «Энергии» специально широко освещалась в российских СМИ и сразу использовалась американской стороной для усиления своих позиций в суде США, где неожиданным образом всплывали даже служебные материалы Роскосмоса (!). Решение об удовлетворении иска «Боинга» к «Энергии» на сумму более 330 млн долларов было принято на заседании суда 28 сентября 2015 г. вместе с решением проведения заседаний по ускоренной процедуре (без присяжных). Это значительно упростило принятие удобных для американской стороны решений в отношении российского морского космодрома, находящегося «в режиме временного ввоза из России» на территории США в калифорнийском порту Лонг Бич. Таким образом, российские правоохранительные органы, возбудившие уголовное дело против В. Лопоты, невольно оказались втянутыми в грязную игру, защищающую интересы американского бизнеса.
Так что, несмотря на заявления В. Солнцева, угроза утраты Россией «Морского страта» сохраняется, и уникальные российские технологии могут оказаться в руках конкурентов.
Как же получилось, что проект, поддержанный правительством России и признанный Мировым банком лучшим современным коммерческим проектом, вдруг стал убыточным? Всё очень просто – кому-то и в России, и в США было очень невыгодно, чтобы «Морской старт» становился серьёзным конкурентом на сложившемся рынке пусковых услуг. Оказалось, что готовый и эффективный в эксплуатации современный морской космодром мешает очень многим. Несмотря на поддержку проекта российским руководством, чиновники, включая прежнюю верхушку Роскосмоса, организовали в 2012–2014 гг. мероприятия, блокировавшие привлечение оборотных средств на опережающее изготовление ракет для выполнения имевшихся заказов (на изготовление РН требуется 1,5–2 года). И это в то время, когда в портфеле заказов «Морского старта» было 15 контрактов на общую сумму более 1,3 млрд долларов!
Ярким примером деструктивной деятельности служит история создания ракеты-носителя «Ангара», на которую делается ставка в ФКП-2025. В лоббировании этой РН, которую на протяжении более 20 лет (!) создавали в Государственном космическом научно-практическом центре (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева, были задействованы многие чиновники из верхушки Росавиакосмоса (позднее – Роскосмоса). И это при том, что руководство Центра им. Хруничева «посредством совместной корпорации «International Launch Services, Inc.» и американской корпорации «Локхид-Мартин» за вознаграждение 68 млн долларов ещё в 1999 г. передало исключительные права на осуществление международных запусков и сбыт ракет-носителей «Ангара», включая будущие модификации, американской стороне. Она предъявила даже свои технические требования к носителю и имеет доступ к результатам интеллектуальной деятельности, полученным в рамках опытно-конструкторских работ по «Ангаре». А финансирует эти работы, отнесённые к категории особой государственной важности, исключительно российский налогоплательщик». Такие данные по итогам проверки Счётной палаты Российской Федерации приводят в своей статье «Космос спросит строго» лётчик-космонавт Юрий Батурин и бывший аудитор Счётной палаты Александр Пискунов («Российская газета» от 16 июля 2013 года).
Результаты проверки Счётной палаты были опубликованы в 2013 г., но, как говорится, «воз и ныне там». Остаётся только гадать, кто в высших эшелонах власти «крышует» эту блестяще разработанную коррупционную схему, благодаря которой российский космос отброшен на многие годы в своём развитии. А сколько ещё таких же схем родилось в недрах структур, которым по долгу службы поручено сохранять и развивать то, что принято называть национальным достоянием?!
Президент РФ Путин прилагает большие усилия, чтобы укрепить наш ракетно-ядерный щит и вернуть стране имидж сверхдержавы. Проект создания СТРН должен способствовать решению этих задач. Но сможет ли глава государства реализовать свои намерения в окружении чиновников-«лжепатриотов», а попросту – предателей?