В воскресенье – выборы в Госдуму. Все соцопросы говорят, что интерес к ним со стороны почти ста миллионов избирателей сильным назвать нельзя. Тот же набор партий, та же дежурная рыбалка президента с премьером. Те же лица на теледебатах, слушать которые без бутылки невозможно – такие они скучные. Но интрига всё же есть. В Госдуме должна появиться «пятая колонна».
Термином «пятая колонна» принято обозначать активную группу лиц, действующую в глубоком тылу противника. Обычно используется при описании военных действий. При чём тут грядущие выборы?
Дело в том, что 18 сентября мы будем избирать не только партии с их списками, но и 225 депутатов-одномандатников, чего не было с 2003 года. Чем это грозит новому депутатскому корпусу? Предполагается, что 225 депутатов из 450 будут избраны от 4 партий, которые и сегодня представлены в Думе. Новые партии, похоже, имеют очень мало шансов на преодоление пятипроцентного барьера. А от кого будут остальные 225 человек?
Ясно, часть из них запишется во фракции ЕР и КПРФ. Но явно не все. Будет кто-то от «Яблока», и от «Простатита» («Партии Роста» Титова), и ещё от мало кому известных партий. Но будут и так называемые «независимые» депутаты. И вот здесь стоит напомнить о рудименте думских созывов до 2003 года. Опыт тех давних выборов 90-х показывает, что большая часть «одномандатников» ни в какие партийные фракции Госдумы записываться не будет. Речь о довольно большом количестве депутатов, числом не меньше 50, которые немедленно собьются в стаю.
И вот что любопытно. Депутаты числом не менее 35 человек могут сформировать в парламенте «депутатскую группу», обладающую всеми правами партийной фракции. Назовём эту группу условно – «Фракция сторонников умеренного прогресса в рамках законности» (ФСУПРЗ). На что её члены могут рассчитывать в рамках той самой законности? Первое – место вице-спикера Госдумы, как и у представителя любой думской партийной фракции. Одно-два места председателя думских комитетов, право на внеочередное выступление по повестке дня, транспорт, связь, матобеспечение. Всё, как у «Единой России» или «коммунистов». Таким образом, Дума станет другой. В её составе окажется та самая «пятая колонна», которая и должна будет представлять интересы не менее половины населения, которое не будет голосовать за четыре нынешние партии и не протащит в парламент своих любимчиков от либералов и патриотов-консерваторов. Таким был состав первого съезда народных депутатов РСФСР, избранный в 1990 году. Тогда было весело.
Насколько долго такая система выборов просуществует на этот раз, неизвестно. Тенденция пока не просматривается – времени должно пройти лет 15–20. Но сегодня в российской политике чётко просматривается другая тенденция: она всё больше приобретает женские черты лица. Смотрите сами. Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко. О ней порой говорят как об одном из кандидатов на высший государственный пост. Или – как о возможном председателе правительства. В своих цепких руках держит Центральный банк Эльвира Набиуллина и в не менее цепких – Татьяна Голикова Счётную палату. Один из главных заместителей Медведева по всей «социалке» – Ольга Голодец и важнейший министр (здравоохранения) – Вероника Скворцова. Новым министром образования и науки стала Ольга Васильева, а уполномоченным по правам человека в РФ – Татьяна Москалькова. Из самых загадочных событий – назначение абсолютно, просто патологически честной Эллы Памфиловой на должность председателя Центральной избирательной комиссии. А из самых последних – приход матери шестерых детей, имеющей прозвище «матушки-заступницы», Анны Кузнецовой на пост уполномоченного по правам ребёнка в России.
Причём все эти дамы уже почувствовали вкус власти. К примеру, Элла Памфилова даже выдвинула предложение провести референдум об обязательном участии граждан России в выборах, как это сделали в Бельгии. Так что не будем удивляться, если лидером «депутатской группы» ФСУПРЗ в новой Госдуме станет артистка из шоу-группы «Уральские пельмени» Юлия Михалкова. Она тоже участвует в выборах как одномандатница – в Свердловской области.
Спрашивается – к чему вся эта цепочка? Зачем В. Путин передаёт значительную часть законодательной власти внепарламентским партиям и внесистемным одиночкам в Госдуме, а также женщинам? Он что, готовит политическую систему к своему медленному отходу от власти, чтобы при женщинах такой переход был мирным и бескровным?
Кто-то именно так и думает. Во всяком случае, в кругах либеральной оппозиции уже активно обсуждаются кандидатуры на предстоящие в 2018 году президентские выборы. Но перемены переменами, пусть даже на уровне парламента и правительства, а высшая власть в такой стране, как Россия, сама по себе не уходит. Яркая иллюстрация этого случилась в 1996 году между первым и вторым турами президентских выборов. Тогда Борис Николаевич сильно занемог, и весь чиновничий люд побежал в приёмную к другому кандидату – Геннадию Зюганову.
Поторопились: даже сильно больной Ельцин нашёл в себе силы надеть белую рубаху, галстук и сделать запись перед телекамерой. Оставаясь в домашних тапочках, которые в кадр не попадали, он строго посоветовал чиновникам – «Не спешите перевешивать портреты!» Сказал так, что всем стало ясно – если он и проиграет выборы, то власть всё равно не отдаст.
Что изменилось с той поры? Ничего. Каждым выборам – свои погремушки.
Но на выборы всё равно надо пойти!