Ровно двадцать пять лет назад в СССР был учреждён Госкомитет по чрезвычайному положению. Группа руководителей КПСС и КГБ СССР взяла всю полноту власти на себя, чтобы предотвратить развал СССР. Но сил явно не рассчитала, и через три дня ЧП было отменено, а гэкачеписты названы путчистами и арестованы.
Казалось бы, на эту тему переговорено уже всё. Но кто-то продолжает и сегодня жалеть, что путч не состоялся и СССР в результате распался. Правда, таких людей с каждым годом всё меньше и меньше. Как ветеранов Отечественной войны 1941–1945 годов.
И всё же – мог ли СССР остаться на плаву? Мог, но только по названию, да и то – с большим вопросом. Шанс был: самые радикальные представители советских прибалтийских республик, ставшие депутатами Съезда народных депутатов СССР, поначалу предлагали президенту Горбачёву всего лишь «республиканский хозрасчёт». Это означало полное хозяйственное управление экономикой республик из местных столиц, свободное взаимоотношение с иностранными государствами и службу молодёжи в армии там, где родились, – как в Германии. Но оставались единое экономическое пространство, свобода передвижения внутри страны и единый эмиссионный центр с единой для страны денежной единицей.
Примерно то же самое предлагал академик Андрей Сахаров в проекте нового Союзного Договора взамен договора от 1922 года.
Но в Политбюро ЦК КПСС прибалтийские предложения злобно проигнорировали, а Андрея Дмитриевича Сахарова на съезде гнусно освистали. Вот ситуация и начала радикализироваться. В Грузии советских солдат зачем-то натравили против демонстрантов, и погибли женщины; в Вильнюсе произошли бои с местным населением за телебашню; в Москве не заметили резню армян в азербайджанском Сумгаите и войну казахских националистов против республиканских коммунистов. Произошли резня турков-месхетинцев в Узбекистане и их изгнание из Грузии…
«Советский Вавилон» был обречён: ГКЧП не нашёл сил даже для подавления не очень серьёзных протестов в Москве. Только этого ждали от руководителей путча власти Украины, Грузии и большинства союзных республик. Но в Москве никто не захотел умирать за уходящую на их глазах страну.
Что в итоге – рвать на себе волосы от горя или всё же порадоваться? Каждый решает это для себя сам. Разумеется – из тех, кто ещё помнит, что такое СССР. Но посмотрим на всё, что произошло за 25 лет, холодным взглядом.
СССР развалился во многом из-за того, что в эпоху тотального дефицита всего мало-мальски значимого республики стали обвинять всех остальных в том, что их объедают, опивают и обворовывают до нитки. На Украине так думали о РСФСР. Так же думали в Эстонии, Латвии и Литве. Так думали в Грузии, Узбекистане и Туркмении. Так думали и в России в отношении всех перечисленных выше. Вот и потребовалось несколько десятков лет, чтобы всё встало на свои места. Больше никто не гадает – кто и кого кормит. Россия за эти годы практически освободилась от всех моральных обязательств перед своими бывшими малыми братьями и сёстрами.
Нам осталось совсем немного – раскрутить маховик российской экономики и сделать страну фантастически привлекательной для всех страной-мечтой. Страной, где, осознавая свою миссию перед остальным человечеством, граждане будут уважать все цвета кожи и разрез глаз, все религии и обычаи.
Так замкнётся очередной виток спирали. Чем в таком случае был провал режима ГКЧП, что случился ровно 25 лет назад? Как вам такой вариант – спасительным взрывом, который разнёс на куски СССР, но за счёт этого спас его основное материнское ядро – Россию?
О последних скелетах, что вывалились из шкафов ГКЧП, читайте на страницах 12–13. О них расскажет человек, знающий всё и обо всех, генерал-лейтенант Александр Коржаков.