Ежегодная подача деклараций о доходах чиновниками только на официальном уровне является одним из механизмов борьбы с коррупцией. Для обычного же народа эти регулярные публикации чаще всего становятся эдаким развлекательным чтивом. Во-первых, традиция заглядывать в карман к сильным мира сего обоснована — на то они и слуги народа, чтобы отчитываться о каждой копеечке, полученной на госслужбе. Ну, а во-вторых, циничные вопросы по результатам изучения очередного финансового отчета находятся всегда. К примеру, как же так получается, что некий «Петр Иванович», имея официальный доход в условный миллион рублей, передвигается на роскошном автомобиле стоимостью в десять его годовых зарплат?
Декларационную кампанию по итогам 2015 года в Иркутской области открыли парламентарии регионального Законодательного собрания. Остальные органы власти, в частности правительство Приангарья, на момент подготовки публикации этого еще не сделали. На это у них есть еще пара-тройка недель.
Богаче не бывает?
Сюрпризов в областном парламенте не произошло. По итогам 2015 года, как и годом ранее, самым богатым депутатом стала генеральный директор ООО «Иркутская нефтяная компания» Марина Седых с доходом 404,4 млн рублей. По сравнению с прошлой декларацией, ее доход снизился на сумму около 40 млн рублей. Что ж, сырьевая отрасль, на протяжении последних лет буквально кормящая всю страну, неплохо кормит и отдельно взятого гендиректора нефтяной компании. Добавим, что в целом сумма заработанных Мариной Седых средств превышает совокупный доход абсолютно всех депутатов Законодательного собрания, за минусом одного.
Это Нина Чекотова, генеральный директор торговой империи, известной под общим названием «Фортуна» — единственная, кто способна померяться в доходах с Мариной Седых. За 2015 год она хоть и заработала «всего» 197,8 млн рублей, однако по количеству объектов имеющегося в ее распоряжении недвижимого имущества Нина Чекотова остается безоговорочным лидером. Пальцев десяти человек не хватит, чтобы пересчитать все разом 52 земельных участка, шесть жилых домов, 35 квартир, комнаты в коммуналках, а также три десятка нежилых помещений, объектов инфраструктуры и иных видов недвижимости. Кстати, Нина Чекотова на своем примере опровергает тезис о том, что торговля в период кризиса находится в упадке. По сравнению с 2014 годом ее доход вырос в два с половиной раза.
С большим отрывом от женщин замыкает тройку лидеров председатель совета директоров ООО «Гранд-Строй», ООО «Центр» Владимир Чеботарев, заработавший в 2015 году 79,4 млн рублей (32,7 млн в 2014 году). Увеличился за год и список его имущества. Если ранее он включал два земельных участка, жилой дом, гараж, моторный катер и снегоход, то сейчас к нему добавились еще два куска земли, шесть жилых домов и еще два дома, заявленных как частичная собственность.
В десятку наиболее обеспеченных народных избранников входят также Игорь Гринберг, Андрей Чернышев, Дмитрий Баймашев, Александр Вепрев и Сергей Бабкин. К их доходам вопросов не возникает, так как все эти люди руководители или представители крупных предприятий, способных предоставить хорошую зарплату своему топ-менеджменту. Судите сами: Игорь Гринберг (41,4 млн рублей в 2015 году, 48,5 млн — в 2014) — председатель совета директоров ООО «Научно-производственное объединение «Химико-металлургическая компания». Андрей Чернышев (29,7 млн рублей в 2015 году, 22,9 — в 2014) — член совета директоров инновационной российской Группы компаний «МЕТТЭМ». Дмитрий Баймашев (26,1 млн рублей в 2015 году, 35,5 млн — в 2014) — председатель совета директоров Иркутского масложиркомбината. Александр Вепрев (24,6 млн рублей в 2015 году, 15,2 млн — в 2014) — генеральный директор Иркутского авиационного завода, филиала ОАО «Корпорация «Иркут». Сергей Бабкин (10,4 млн рублей в 2015 году, 10,1 млн — в 2014) — директор ООО «Иркутскэнергосбыт».
Чего-либо примечательного в списках недвижимого имущества этой пятерки нет — за небольшими исключениями это вполне типичный набор для граждан с устойчивым высоким доходом. Так, у Игоря Гринберга имеется два внедорожника марок Audi и Lexus, четыре земельных участка, жилой дом, дача и гараж. Андрей Чернышев может похвастать четырьмя квартирами и двумя гаражами. Машины, судя по декларации, у депутата нет. Зато две из четырех квартиры находятся в Испании, а на супругу Андрея Чернышева записано девять земельных участков, квартира, дом и легковой автомобиль «Мерседес». Дмитрий Баймашев владеет пятью земельными участками, тремя домами, квартирой и двумя автомобилями. У Александра Вепрева имеется жилой дом, дачный участок, два гаража и внедорожник Toyota. Две квартиры, два участка, садовый дом и кроссовер Lexus — у Сергея Бабкина.
Замыкают десятку парламентских богачей Александр Лобанов и Сергей Брилка, два политика, которые последние лет пять не руководили ни на производстве, ни в бизнесе, а были заняты на различных чиновничьих должностях. Анализ их деклараций показывает, что текущий кризис на доходах некоторых слуг народа не отражается.
Александр Лобанов с 2010 по 2013 год работал мэром Шелеховского района, а последние три года трудится заместителем председателя комитета по бюджету областного парламента. По итогам 2015 года он заработал 7,9 млн рублей, это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Впрочем, если сравнить списки имущества депутата и его жены, кое-что проясняется. В 2014 году супруги Лобановы на двоих владели девятью земельными участками, жилым домом, гаражом и нежилым помещением. Спустя год от этого списка осталось пять участков, гараж и нежилое помещение. Судя по всему, продажа земельных участков и позволила удвоить доход депутата. Добавим, что Александр Лобанов обладает большим автопарком — два автомобиля Land Rover, грузовой автомобиль, квадроцикл и автоприцеп.
Сергей Брилка, возглавивший в 2015 году областной парламент, заработал 7,2 млн рублей, против 3,2 млн в 2014 году. Возросший доход можно объяснить переходом на более высокую должность и продажей кое-какого имущества. В 2014 году он задекларировал в собственности квартиру, а также долю в еще одной квартире и земельном участке плюс внедорожник Toyota. Годом позже из этого списка внедорожник исчез. Супруга Сергея Брилки, не заработавшая в 2014 году ни рубля и владевшая земельным участком и квартирой (долевая собственность), годом позже показала всю ту же недвижимость и небольшой доход в 123 тыс. рублей
Удивительное — рядом
В областном парламенте нашлись депутаты, у которых в 2015 году, судя по декларации, произошли какие-то серьезные финансовые сложности. В 23 раза упал доход у генерального директора ООО «Верхнеленское речное пароходство» Николая Труфанова с 56,4 до 2,4 млн рублей. В 20 раз снизился доход у братского предпринимателя Георгия Любенкова с 14,4 млн рублей до 702 тыс. рублей. И в семь раз потерял в доходах депутат и экс-гендиректор Фонда капитального ремонта Иркутской области Андрей Микуляк — с 11,9 до 1,7 млн рублей.
Свет на ситуацию немного проливает изучение списка имущества, доходов членов семей этих депутатов за несколько лет. У семей Николая Труфанова и Георгия Любенкова за последние три года были зафиксированы крупные покупки автомобилей, квартир и земель, которые и могли повлиять на скачки цифр в декларации.
Что же касается Андрея Микуляка, то в 2015, как и в 2014 году, он владел земельным участком, жилым домом, двумя квартирами, а также легковым автомобилем «Мерседес», прицепом и снегоболотоходом. На его супруге, показавшей лишь в прошлом году доход в 82 тыс. рублей, имущества не числится. Анализ декларации 2013 года показывает, что тогда Андрей Микуляк помимо вышеперечисленного владел внедорожником Toyota, а его супруга еще двумя легковыми автомобилями. Возможно, что продажа сразу трех машин и помогла депутату показать доход в 2014 году сразу в 11,9 млн рублей, однако вопросы остаются.
Оставшиеся вне нашего обзора депутаты чем-то примечательным не выделяются. Средний доход большинства слуг народа составляет от 2 до 3 млн рублей в год, у каждого из них есть недвижимое имущество в виде квартир, домов или земельных участков, не у всех, но у многих — собственный транспорт. Единственным депутатом, показавшим в 2015 году нулевой доход и отсутствие имущества, стала Анастасия Егорова, к слову, супруга экс-мэра Иркутского района Игоря Наумова. Остается гадать, связано ли это с уголовными делами, которые заведены на ее мужа, или нет.