Завершается очередной год. «Аргументы недели» провожают его вполне достойно. Уже не руководит гражданской авиапромышленностью г-н Погосян. Принято наконец решение о производстве ближнемагистрального самолёта Ил-114 в Нижнем Новгороде. Передовой опыт нашего постоянного героя пензенца Шугурова по безотвальному способу зернового земледелия захватывает всё новые территории. Благодаря «АН» вся страна узнала о гениальном промышленнике из Ростовской области Вадиме Ванееве, поставившем целью обеспечить страну высококачественным мясом птицы. Казалось бы, осталась одна проблема – правительство. Увы – нет!
Как-то незаметно мимо нашего внимания прошла фантастическая несправедливость, совершённая против российской космонавтики. Речь идёт о домашнем аресте в мае нынешнего года учёного с мировым именем, члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Лопоты Виталия Александровича. С 2007 по 2014 г. он возглавлял крупнейший в мире отечественный комплекс по созданию ракетно-космических систем ОАО «РКК «Энергия». Такого подло-мерзкого отношения к великим людям нет во всём мире. Помните упрятанных в тюрягу при Сталине Королёва, Туполева или Поликарпова? Так им хоть работать давали на зоне, а Виталию Лопоте запрещено общаться с коллегами и вообще контактировать с миром. При том, что Сталин давно умер.
В чём же провинился экс-генеральный конструктор РКК «Энергия»? Коротко историю работы «пятой колонны» против него и всей российской космонавтики можно изложить так. В далёкие 90-е годы прошлого века в Японии была построена морская буровая платформа. После начала её эксплуатации у берегов Бразилии она была повреждена пожаром и временно не использовалась. Это событие совпало с идеей тогдашнего генерального конструктора НПО «Энергия» Ю. Семёнова: создать плавучий морской космодром и обеспечить для России энергетически наиболее выгодные экваториальные пусковые позиции. Старт космической ракеты с экватора намного дешевле, а полезная нагрузка, выводимая в космос, намного больше. Причина – в скорости движения поверхности Земли, которая на экваторе быстрее в три раза, чем на российских космодромах.
Денег у Ю. Семёнова, понятное дело, не было, но идеей он заинтересовал американскую корпорацию «Боинг» и норвежскую «Кварнер». К проекту пригласили и украинских коллег – КБ «Южное» и завод «Южмаш». Переделать нефтяную платформу взялась норвежская фирма. В плавучем морском космодроме (стартовая платформа – более 40 тыс. т и сборочно-командное судно – более 30 тыс. т) реализованы лучшие в мире технологии: советско-российские ракетно-космические, судостроительные норвежские и телекоммуникационные американские. Сборочно-командное судно – это, по сути, плавучий завод и центр управления полётами, где одновременно можно готовить к старту три комплекта ракет. В результате получился уникальный космодром-робот, запуски с которого осуществляются в автоматическом режиме. При их осуществлении судно находится на дистанции 6 километров. Весь обслуживающий персонал – около 70 человек. Это в 15–20 раз меньше, чем на Байконуре.
Совместное предприятие получило название «Морской старт», а космодром в «режиме временного ввоза» прописался у пирса длиной 300 метров рядом с военно-морской базой в Южной Калифорнии (США). Проект, начатый в 1995 г., позволил сохранить бесценные кадры, загрузить производственные мощности и обеспечить их технологическую устойчивость в тяжелейший для страны период. Проект поддерживали все – даже далёкие от космонавтики ельцинские чиновники. Мировой банк признал его «Лучшим коммерческим проектом XX века». Всего до 2014 г. было осуществлено 36 стартов.
Морской космодром и ракету космического назначения сделали всего за три года. На их создание и эксплуатацию было затрачено кредитных ресурсов около 2,5 млрд долларов. Почти половина этой суммы в виде заказов получена российскими предприятиями. Это позволило в тяжёлые 90-е годы сохранить более 30 тыс. рабочих мест на 50 ракетно-космических и судостроительных предприятиях страны.
Неприятности начались в 2009 г. после неудачного запуска ракеты с канадским спутником и соответствующей задержки пусков для других заказчиков. Пользуясь этой ситуацией, американская компания «Хьюз» обратилась в суд с предъявлением иска о признании компании банкротом. Позднее кто-то мог выкупить «Морской старт», владеющий уникальным космодромом, за гроши, по цене металлолома. Такое развитие событий могло привести к полному банкротству российских и украинских участников. Этого не произошло: по инициативе РКК «Энергия» удалось провести реорганизацию компании под защитой американского суда.
В результате «Морской старт» и единственный в мире морской космодром на 95% стали принадлежать заинтересованным в этом российским инвесторам.
Владимир Путин и главный конструктор ОАО «Энергия» Виталий Лопота во время посещенияОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва», 19 июля 2010 г. Фото РИА Новости.
Профессионалы космонавтики понимают, что в перспективе именно на базе развитых в проекте «Морской старт» технологий возможно ускоренное создание сверхтяжёлой ракеты-носителя для вывода на высокие орбиты спутников массой не менее 10 тонн. Только они смогут обеспечить необходимые нам безопасность и обороноспособность.
Похоже, именно такая перспектива и вызвала к жизни возбуждение уголовного дела и арест генерального конструктора Виталия Лопоты. При нём, кстати, выручка от реализации продукции РКК «Энергия» выросла с 8 млрд рублей в 2007 г. до 29 млрд в 2014-м. В том же 2014 году деятельность Виталия Александровича на его посту поддержали 97% голосов акционеров.
Но их мнение ничего не значило. Словно слон в посудной лавке вмешался ныне расформированный за профнепригодность и постоянные скандалы Роскосмос. Этого оказалось достаточно, чтобы оболгать В. Лопоту и изолировать с помощью органов правоохранения. Были специально искажены данные в акте проверки РКК «Энергия» рабочей группой Роскосмоса и сфабриковано уголовное дело против В. Лопоты. Обвинения – в якобы срыве Федеральной космической программы РФ и даже создании угрозы общественной и государственной безопасности Российской Федерации. При этом государственный аудит Счётной палаты с прямо противоположными выводами во внимание принят не был.
В результате, видя, как безнаказанно работают в России их агенты влияния, в США начались судебные процессы и иски к РКК «Энергия» и компаниям, имеющим отношение к «Морскому старту». Конечная цель – чтобы морской космодром никогда не ушёл в Россию. Американские судьи уже требуют допросить Виталия Лопоту в США и привлечь материалы уголовного дела в России к судебному процессу в США. Не иначе считают неких российских чиновников своими добровольными помощниками! Тем временем в России для «Морского старта» уже имеются отличные новые пирсы во Владивостоке. Их строили для французских «Мистралей». Таких пирсов целых два – около 400 метров каждый при всей необходимой инфраструктуре.
Что в результате? Воинственная «пятая колонна» упекла под арест учёного, патриота страны, идеолога и стратега, сформировавшего на многие десятилетия вперёд рациональную и эффективную программу развития российской космонавтики. Прогрессивные идеология и технологии специально не используются и планомерно создаются условия их уничтожения. А они могли бы обеспечивать наши мощь и космическое лидерство в складывающихся геополитических условиях.
Ну какой шпион сделает лучше? Кто за это ответит? Рогозин?
В преддверии Нового года остаётся пожелать Виталию Александровичу силы духа и здоровья. Следующий год «Аргументы недели» посвятят защите его доброго имени и его активной созидательной деятельности во имя сильной России. Мы будем не одни. С нами известные российские академики. Среди них – нобелевский лауреат и заслуженные создатели оборонно-промышленного комплекса страны. Все они подписали письмо президенту В. Путину в защиту Виталия Александровича Лопоты. Как всегда – надежда только на него?
Обращение к Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Мы крайне удивлены, узнав, что в отношении учёного с мировым именем, члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Лопоты Виталия Александровича уже более полутора лет идёт уголовное преследование (с 20.05.2015 – находится под домашним арестом) с надуманным и несовместимым, по нашему мнению, для его личности обвинением, выдвинутым следствием, в якобы «совершении тяжкого умышленного преступления против интересов государства, срыве Федеральной космической программы, создании угрозы общественной и государственной безопасности Российской Федерации». Вызывает удивление и то, что все обвинения связаны с решением важнейших для страны задач: создания и сохранения интеллектуального потенциала в ракетостроении, технологической устойчивости стратегических производств и технологий, реализованных в самом современном и совершенном в мире, технически эффективном и технологически уникальном космодроме морского базирования.
Личность В.А. Лопоты (с 2007 по 2014 г. – президент ОАО «РКК «Энергия») как профессионала и генерального конструктора, основателя и лидера научных школ широко известна мировой общественности оригинальными и результативными научными и конструкторскими работами в областях: познания, создания и освоения лазерной техники и технологий; робототехники и технической кибернетики, фотонных и оптических технологий; создания конкурентоспособной ракетно-космической техники, используемой для обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Он инициатор создания и внедрения методов проектного управления в промышленности, компьютерных технологий конструирования, инженерного анализа и создания изделий, мехатронных принципов в робототехнике, оптоэлектроники и фотоники, систем управления в реальном масштабе времени. Имеет более 300 научных трудов и около 60 патентов на изобретения. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством», Почёта, Серафима Саровского и многими другими государственными и ведомственными наградами.
Широкий научный кругозор и авторитет В.А. Лопоты как идеолога и стратега позволили объединить усилия ведущих компаний и учёных мира в создании рациональной и эффективной идеологии освоения дальнего космоса, поддержанной всеми ведущими космическими державами, при этом существенно подняв имидж России в условиях кризиса её космонавтики, а уголовное преследование его – это прежде всего дискредитация и удар по престижу отечественной науки.
В.А. Лопота всегда смело, открыто и принципиально высказывает и отстаивает свои научные и инженерные взгляды, отличается государственностью. В настоящее время он – один из наиболее профессиональных специалистов-практиков и реальный идеолог космонавтики будущего.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, в сложившейся ситуации просим Вашего содействия в объективном и справедливом рассмотрении этого дела и возвращении профессионала в космонавтику. Считали бы целесообразным, чтобы наше мнение было учтено при принятии решения.
Искренне Ваши,
АЛФЁРОВ Жорес Иванович,
академик, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии по физике.
АЛЁШИН Николай Павлович,
академик РАН, доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.
ВАСИЛЬЕВ Юрий Сергеевич,
академик РАН, учёный-гидротехник. Ректор (1983–2003) и президент (с 2003 г.) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
КАТОРГИН Борис Иванович,
академик РАН, учёный и конструктор в области энергетики, доктор технических наук, мастер спорта СССР по борьбе самбо.
ЛАВЁРОВ Николай Павлович,
академик РАН, советский и российский геолог, доктор геолого-минералогических наук, педагог, профессор.
Вице-президент АН СССР (1988–1991) и РАН (1991–2013).
МАРОВ Михаил Яковлевич,
академик РАН, советский и российский астроном. С 1962 г. работает в Институте прикладной математики АН СССР (с 1967 г. – заведующий отделом физики планет), профессор.
ПЕШЕХОНОВ Владимир Григорьевич,
академик, действительный член РАН, профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации, директор ЦНИИ «Электроприбор».
СПАССКИЙ Игорь Дмитриевич,
академик, действительный член РАН, российский учёный, инженер, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин».
САРКИСОВ Ашот Аракелович,
академик РАН, российский учёный и военный деятель, вице-адмирал. Автор флагманской работы по нестационарным и аварийным режимам работы корабельных ядерных энергетических установок.
ФЁДОРОВ Михаил Петрович,
академик РАН, российский учёный, доктор технических наук, профессор. С октября 2003 г. по май 2011 г. – ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.