Аргументы Недели → Политика № 29(470) от 05.08.2015

Смерть Муллы Омара аукнулась в Москве

, 16:32

Официальные власти Кабула прекратили все тайные контакты с представителями движения «Талибан» до подтверждения информации о возможной смерти основателя этого движения – амира Исламского Эмирата Афганистан Мухаммада Умара, более известного под именем Мулла Омар.

Информация о смерти лидера талибов в начале августа появилась на одном из частных афганских телеканалов со ссылкой на пакистанские источники. Её подхватили все мировые СМИ. Причём сообщалось, что Мулла Омар скончался ещё два года назад. Арабский телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на собственные источники передал, что новым лидером движения выбран второй человек в движении «Талибан» Ахтар Мохаммад Мансур. Однако чуть позже часть талибов заявили, что их Омар, как наш Владимир Ленин, – живее всех живых.

Тем не менее сразу после первых сообщений о смерти Омара Кабул поспешил свернуть все тайные переговоры с высокопоставленными представителями «Талибана», которые вёл последние несколько месяцев. Их суть заключалась в создании правительства национального доверия, в которое бы вошли представители всех противоборствующих сторон, и установлении хрупкого мира.

«Создание такого правительства, если бы, конечно, стороны смогли договориться, выгодно как властям в Кабуле, так и «Талибану». Но крайне невыгодно США, которым пришлось бы выводить из Афганистана свой оставшийся там военный контингент. «Талибан» ставил это главным условием создания коалиционного правительства», – рассказал «Аргументам недели» российский военно-дипломатический источник, курирующий это направление.

По его словам, возможная смерть Муллы Омара, как это ни парадоксально, «крайне невыгодна Москве». «Дело в том, что суть самого движения «Талибан» – в создании халифата в нынешних границах Афганистана. Большинство полевых командиров «Талибана» приносили личную присягу лидеру, который жёстко выдерживал этот принцип. После его смерти они могут переприсягнуть руководителю «Исламского государства» Абу Бакру аль-Багдади. А приход этих командиров, численность отрядов которых оценивается в 20–25 тысяч «штыков», к ИГ означает выплёскивание конфликта на среднеазиатские республики. И в конечном итоге – на южные границы России», – считает источник.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram