Ушёл из жизни замечательный человек, политик мирового масштаба Евгений Максимович Примаков. Друзья, сотрудники ведомств и правительства, где он работал, ласково называли его Примусом. Он знал про это и не обижался, поскольку обладал фантастическим чувством юмора. Вспоминать о его делах на газетных полосах сложно – не хватит книжных томов. Но в его биографии были страницы, которые и сегодня могут подсказать нынешним руководителям, как управлять огромной страной в условиях жесточайшего экономического кризиса.
Пик политической карьеры Евгения Максимовича пришёлся на 1998–1999 годы, когда он возглавил правительство. Он поставил Ельцину условие, что его первым заместителем станет коммунист, бывший руководитель Госплана СССР Юрий Маслюков. Звал Примаков в правительство и «яблочника» Григория Явлинского. Но тот, как всегда, от участия в реальной экономической жизни уклонился. Одним словом, это был первый опыт в современной России создания по-настоящему коалиционного правительства.
В каких условиях оно начало работать? С конца 1997 по сентябрь 1998 года, когда Примаков пришёл в Белый дом, мировая цена на нефть упала с 28 до 9 долларов за баррель. И за восемь месяцев его правления дорастала лишь до 14 долларов. В таких условиях российская сырьевая экономика, по сути, умерла. Тут и пришёл Спаситель. Примаков с бульдожьей хваткой взялся за решение конкретных отраслевых проблем. К примеру, вник в то, как формируется конечная цена на песок для строительной отрасли. Оказалось, что цена от производителя до потребителя возрастает в 10 раз за счёт длинной цепи перекупщиков. С перекупщиками было быстро покончено. Другим важнейшим делом, спасающим банковские вклады населения, стало учреждение Агентства по страхованию вкладов. Оно и сегодня спасает от разорения миллионы вкладчиков.
Члены правительства вникали в проблемы не только отраслей промышленности, но и отдельных предприятий. Они проводили за этой работой безвылазно львиную долю своего времени. Но главным стало не это.
Примаков навёл порядок в системе собираемости налогов, основного источника наполнения госбюджета. Далее он избавил таможенную службу страны – второй по значимости источник доходов – от фантастических коррупции и воровства. И что очень важно: стал внимательно относиться к проблемам регионов, вникал во все нюансы, находясь в постоянном контакте с губернаторами. Каждое утро премьера начиналось в 8:30 с доклада ближайших советников по анализу экономических тенденций, положения на мировых и российской биржах. А также того, что происходит в Госдуме, Совете Федерации и регионах. Только после этого начиналась работа с министрами.
При этом президент Ельцин, лидеры политических партий и правительство обязались не вмешиваться в дела друг друга. И всё бы хорошо, но, когда у правительства Евгения Примакова наметились заметные успехи и умершая было экономика начала набирать обороты (даже при цене на нефть примерно 10 долларов за баррель), у него возникли проблемы.
Представители так называемой ельцинской Семьи, среди которых были дочь президента, Березовский с Волошиным, тот же Чубайс и все «расхитители советской собственности», испугались, что Примаков метит в президенты. Дело в том, что Борис Ельцин в ту пору был уже совсем плох, и его даже по телевизору не показывали. В случае ожидаемого ухудшения его здоровья Е. Примаков автоматически становился и.о. президента и шёл на выборы с заранее известным результатом. Причём среди его мощных союзников называли всесильного московского градоначальника Юрия Лужкова, которому прочили должность председателя правительства. К г‑ну Примакову зачастили ходоки, не связанные с Семьёй, – мол, ни в коем случае не соглашайтесь на отставку, поскольку это будет не решение Ельцина, а интриги присосавшихся к нему прохвостов.
Неизвестно, каким было бы решение Примакова, но он совершил в то время стратегическую ошибку – не взял под контроль федеральные телеканалы, оставил их Волошину и Березовскому. В результате Первый канал устами известного телекиллера Доренко буквально размазал по стенке как Примакова, так и Лужкова. В итоге, когда от Евгения Максимовича потребовалось принять трудное решение и объявить, что он не поддаётся на шантаж и не уходит, тот испугался и исчез. Говорят, несколько дней размышлял на даче. В результате, вместо того чтобы сохранить власть, которая сама падала ему в руки, дал клятву больному Ельцину, что тихо уйдёт в Госдуму. Так и произошло: после отставки он вместе с Ю. Лужковым организовал в Думе политическое движение «Отечество – Вся Россия».
Пустое занятие – придумывать историю страны в сослагательном наклонении. Примаков сам ушёл и расчистил дорогу молодым политикам. Но пример его служения в правительстве всё же мог бы стать хотя бы неким ориентиром. Сегодня страна находится, с одной стороны, в гораздо более худшем положении, чем 17 лет назад, – мы вновь почти сплошь во вражеском окружении и под экономическими санкциями. Но нефть стоит в шесть раз дороже – кажется, чего бы не работать? Так нет – промпроизводство падает, цены растут. При этом потешные опросы общественного мнения утверждают, что 47% населения «скорее доверяют» премьеру Медведеву. Спрашивается – доверяют чему, его виртуозному умению пользоваться айфоном?
А не пришло ли время воспользоваться фантастическим опытом работы Е.М. Примакова и сформировать правительство, куда помимо жёсткого и профессионального агрария Ткачёва можно было смело включить таких успешных губернаторов, как белгородский Савченко, калужский Артамонов, крупнейший авторитет в сфере образования депутат Госдумы Смолин? Понятно, что В. Путина, стоящего у гроба ушедшего Евгения Максимовича, вполне могли посетить такие мысли. К тому же он знает намного больше нашего.
А пока этого не происходит, остаётся верить в конспирологическую версию того, почему Медведев и значительная часть его бригады всё ещё мелькают на экранах. Говорят, это хитрый ход Путина, чтобы усыпить бдительность «мировой закулисы». Мол, наши недруги не будут беспокоиться и с утроенной энергией гадить нам где только можно, пока будут уверены, что в правительстве сидят такие фигуранты, как Медведев, Абызов, Шувалов… Мол, именно под их пустую болтовню Путин укрепляет оборонку, сельское хозяйство, строит атомоходы и атомные бомбы – поднимает Россию с колен.
Ушедший Е. Примаков критиковал президента за это. Но, видно, время ещё не пришло.