Мировые СМИ и эксперты ЕС уже практически уверены в причинах катастрофы с самолётом Airbus A320, разбившимся 24 марта в труднодоступном районе французских Альп. Мол, пилот был психом и таким образом совершил самоубийство. Другие версии даже не рассматриваются. Однако дело выглядит не столь однозначно.
«У нас нет доступа к материалам расследования, которое проводит немецкая сторона, и, следовательно, можно лишь строить предположения. Первое – около 10 лет назад в нескольких западных специализированных военных журналах, имеющих крайне ограниченный круг подписчиков, появились небольшие сообщения, что концерн «Боинг» совместно с АНБ США разработал глобальную систему дистанционного управления воздушными судами в кризисной ситуации. Это необходимо, например, для предотвращения повторений событий сентября 2001 года. Фактически для перехвата управления самолётом, причём не важно, пассажирским или военным. Больше об этой системе нигде не упоминалось», – рассказал «АН» российский военный источник.
По его словам, «технология управления любым самолётом с помощью наземного оператора уже отработана на дронах. Вплоть до взлёта-посадки с палубы авианосца. Но с «чужими» воздушными судами главная сложность заключается в том, что надо преодолеть систему защиты компьютера воздушного судна. В статье как раз и говорилось о решении этой проблемы путём раскрытия уникальных кодов доступа или их взлома».
Сейчас, по некоторым данным, практически все самолёты американских и канадских авиакомпаний во время прохождения регламентного ремонта «добровольно-принудительно» оснащаются специальным устройством, позволяющим наземным операторам перехватывать управление воздушным судном. Распространяется ли подобная практика на американские самолёты, находящиеся в лизинге у иностранных авиакомпаний, – неизвестно.
Однако понятно, что тренировки по моделированию взлома кодов и последующего перехвата управления «чужих» самолётов активно ведутся. Источник обратил внимание, что одновременно с катастрофой Airbus A320 в этом районе проходили масштабные военно-воздушные учения НАТО с участием самолётов системы AEW&C/AWACS (обнаружения целей и управления воздушным боем) и дистанционно-управляемых беспилотных самолётов-мишеней. «Возможно, управление гражданским судном было перехвачено случайно, возможно, в процессе тренировки. Так или иначе – это привело к трагедии», – подчёркивает источник «АН».