Конец второй декады февраля выдался на Украине очень насыщенным. 18 февраля в Киеве отмечали годовщину майдана. Ранним утром этого же дня остатки потрёпанных украинских частей, бросив огромное количество техники, беспорядочно отступили из Дебальцева. На следующий день, 19 февраля, исполнилось ровно 60 лет со дня печально знаменитого указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. И наконец, в пятницу 20 февраля свалилась в крутое пике украинская гривна. Прямо-таки «Три дня, которые потрясли майдан»: полученный даром Крым потерян, армия разбита, национальной валютой скоро можно будет обклеивать стены уличных клозетов.
Цепь этих событий тяжёлым катком проехала не только по Киеву, но и по западным столицам. В первую очередь по Берлину. Немецкие СМИ внезапно прозрели: государственная международная телерадиокомпания Deutsche Welle («Немецкая волна») стала утверждать буквально следующее: «Спустя год после победы майдана Киев проиграл войну за умы на востоке Украины». Более того, оказывается, ведущий Дмитрий Киселёв, предупреждавший год назад о том, что Украина уже находится за порогом гражданской войны и в шаге от раскола, был прав. Ещё недавно прочитать или услышать подобное в любом серьёзном европейском СМИ было невозможно – Киселёва за такие мысли даже включили в санкционный список Евросоюза. Похоже, немецкие журналисты и редакторы буквально «переобулись в воздухе». Вслед за Ангелой Меркель они встали на путь исправления – поменяли свою точку зрения на украинский кризис чуть ли не на 180 градусов.
Наверняка изменения в информационной политике произошли с ведома официального Берлина. Надо же как-то объяснить своему электорату, что вся предыдущая украинская эпопея Германии была ошибочна. Тем более шила в мешке уже не утаить. В последние дни даже до самых упёртых майдановцев стало доходить, что западная помощь оказалась хуже санкций. Судите сами: в результате мощного финансового давления ЕС и США на Москву курс рубля в течение года упал примерно в два раза. А в результате активного содействия Киеву курс гривны за это же время рухнул, как минимум, в пять раз.
Ровно год назад, когда у власти ещё находился В. Янукович, за один американский доллар на Украине давали всего 8 гривен. После майдана Вашингтон, Лондон и Берлин обещали новым киевским властям молочные реки с кисельными берегами. Мол, без страха плюйте в дающую российскую руку – деньги найдём. Но, несмотря на все многомиллиардные вливания в экономику Украины, в последние дни курс доллара вырос до 40 гривен. Причём, по мнению многих экспертов, это далеко не предел. В ближайшее время «резаная американская бумага» может пробить уровень в 50 гривен.
Когда закончится этот ужас без конца, пока сказать не может никто. Украинский премьер А. Яценюк несколько дней просто не комментировал происходящее – фактически, как и в своё время В. Янукович, самоустранился от исполнения прямых обязанностей. Вот только убежище в Ростове ему не светит. Тем не менее украинские власти пытаются свалить вину за всё происходящее на Москву. Всё якобы произошло только из-за войны.
Но, по мнению большинства финансовых экспертов, в первую очередь виноват сам Киев. Гривна рухнула из-за разрыва Украиной отношений с Россией и, как следствие, резкого сокращения экспорта в нашу страну. Проще говоря, хлопцы, будто в пьяном угаре, отвязались от старого и проверенного экономического пространства, но нового не нашли. ЕС только на словах пообещал снять торговые барьеры. Буквально – поматросил и бросил. В результате Украина просто перестала зарабатывать валюту. Покрывать огромные потери Запад не готов да никогда и не собирался.
При этом многие в Киеве уверены, что падение гривны бьёт по власти сильнее, чем сдача Дебальцева. Народ даже готов простить П. Порошенко возможную потерю Мариуполя, если он вернёт старый курс и стабилизирует экономику. Но сделать это, пусть и такой ценой, уже невозможно. Понимают это и в Вашингтоне. Не так давно посол США на Украине Джеффри Пайетт предупредил Киев, что неспособность нынешних властей Украины к проведению экономических и антикоррупционных реформ может привести к её ликвидации как государства. То есть фактически повторил слова всё того же Д. Киселёва. Причём в этом случае исправить ситуацию не помогут и американские поставки оружия.
В итоге, чтобы окончательно не потерять лицо, Западу лучше вспомнить пословицу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и совсем перестать оказывать вредную «помощь» нынешнему киевскому режиму. В противном случае от Украины останутся лишь ножки да рожки.