Еще раз о разнице между «расчлененкой» и реформой МСУ
5 декабря 2014, 15:26 [«Аргументы Недели. Екатеринбург», По материалам телеканала «41 домашний» ]
В интервью телеканалу «41 домашний» глава Свердловской области Евгений Куйвашев объяснил, почему возможную реформу местного самоуправления нельзя называть «разделением» муниципалитетов и тем более – «расчлененкой», как это делают некоторые екатеринбургские чиновники.
Губернатор: Я недавно получил распоряжение главы города о назначении публичных слушаний по поводу разделения на семь муниципальных образований. Конечно, я против этого. И вообще, кому такая идея могла в голову прийти? Ведь ни в федеральном законодательстве, ни в областном законодательстве нет такого понятия как «расчленение». Есть вопрос передачи части полномочий на районные уровни, и вы подхватили в частности, и многие журналисты людей напугали, вплоть до того, что там и паспорта надо будет новые получать. Это глупость полная, просто нужно читать закон, видеть, что там написано, и, конечно же, правильно его трактовать, не врать людям.
Ведущая: Деление бюджета города на отдельные бюджеты районов предполагается?
Губернатор: Любая реформа возможна лишь только после того, как люди действительно выскажут свое мнение. А в данном случае подразумевая ту форму, которая прописана в законодательстве, речь идет не о делении бюджетов, а о передаче полномочий с деньгами на районный уровень.
Ведущая: Что это значит? Поделить все-таки один большой консолидированный бюджет или нет?
Губернатор: Этот бюджет, конечно, останется в Екатеринбурге. Но те полномочия, с которыми люди сталкиваются каждый день: благоустройство, уборка территории или вывоз мусора, конечно же, это те самые полномочия, которые должны быть, во-первых, обеспечены деньгами, во-вторых, за ними должен быть контроль.
Мы лишь дали возможность горожанам выбрать форму управления. А когда у нас город тонет в снегу, в грязи, очереди в поликлиниках, когда на прием к чиновнику люди годами не могут попасть, именно об этом говорил президент в своем послании, именно это подразумевает та самая реформа. Чтобы избежать этого, чтобы люди могли быстрее «достучаться», быстрее решить свои проблемы или получить государственные, муниципальные услуги.
Ведущая: Кроме этого, президент в своем послании говорил и о важности учета мнения властей муниципалитетов.
Губернатор: Конечно.
Ведущая: Он назвал это одним из первых пунктов.
Губернатор: Конечно.
Ведущая: Возвращаясь к форме учета мнения населения, пакет законов, который приняло областное Законодательное Собрание, он подразумевает формы, может быть, части горожан не вполне знакомые – народные слушания, публичные консультации и соцопросы. Почему в этом перечне нет, например, всем ясного и понятного референдума?
Губернатор: Вообще есть федеральный закон о референдуме, который четко регламентирует, когда этот референдум проводить, по каким вопросам. А эти формы изучения общественного мнения, они ровно такие же, какие сегодня указаны и в уставе Екатеринбурга. Поэтому ничего необычного здесь нет, ничего противоестественного нет. Все абсолютно ясно и доступно. Конечно же, нужно изучать мнение населения, чтобы не получилось так, как Жванецкий сказал: «Может быть, в консерватории что-то менять надо?» Поэтому, конечно же, нужно прежде, чем подходить к каким-то реформам, изменениям, нужно обязательно изучать мнение всеми доступными способами, теми, которые сегодня есть.
Ведущая: Вот ваше заявление прозвучало на фоне анонса как раз городских властей о проведении общественных слушаний в Екатеринбурге по вопросу преобразования города в 7 отдельных муниципальных образований. Все-таки, насколько мнение населения важно, почему именно против этих слушаний вы как будто бы выступили?
Губернатор: Я вообще не против слушаний, я выступил против подмены понятий. Ведь я подчеркиваю, я в самом начале нашего разговора сказал о том, что формулировка этих слушаний – разделение Екатеринбурга, изначально ни в одном законе этого нет. Мы рассматриваем город Екатеринбург как единое неделимое муниципальное образование, как город, как организм. А если мы говорим о необходимости меняться, я вас уверяю, меняться всегда нужно. Сегодня мир меняется, сегодня меняется все.
Ведущая: Одним из аргументов сторонников реформирования вот такой тезис звучал, что власть становится ближе к народу. Но ведь можно расширить состав Городской Думы?
Губернатор: Я еще раз констатирую факт, что мы дали возможность порассуждать на эту тему. Есть сторонники и этой формы, и существующей формы. Но, самое главное, люди рассуждают, люди хотят меняться, это самое главное.
Ведущая: Много звучит о том, что в сфере благоустройства могут какие-то подвижки в лучшую сторону произойти в случае реализации этого варианта реформы, вы об этом говорили. Может быть, двор благоустроеннее, подъезд, но ведь есть крупные, очень капиталоемкие проекты в каждом районе. Их судьба не предрешена с вот этим делением денег и бюджетов на районные думы?
Губернатор: Вы знаете, я вам вот что скажу, конечно же, крупные межрайонные проекты подразумевают в случае принятия этой модели, конечно же, будут финансироваться из администрации города, безусловно. Поэтому здесь никаких проектов, говорить о том, что какие-то проекты заглохнут, конечно, никто об этом не собирается говорить.
Ведущая: Вот разделение, преобразование, как бы мы не называли реализацию этого варианта реформы с делением города, она грозит только тем муниципалитетам, где все-таки неэффективно ведется работа. Следуя этой логике и вашему тезису о том, что Екатеринбург делить не будут, можно ли сказать, что Екатеринбургу реформа местного самоуправления не грозит?
Губернатор: Делить точно никто не собирается на разные муниципалитеты, а вопрос преобразования и реформирования это вопрос обсуждений и изучения общественного мнения. Но я категорически против деления на отдельные муниципалитеты, самостоятельные муниципалитеты. Все должно быть в рамках единого города, так и будет. По-другому не будет. Все законы, и федеральные, и региональные, говорят об этом.
Ведущая: Если мнение горожан по одному из вариантов, которые предлагаете вы, федеральный закон, которые предлагает устав города, в любых преобразованиях, если мнение горожан покажет, что жители Екатеринбурга не хотят никаких изменений?
Губернатор: И если мнение горожан, которые действительно живут, каждый день ездят общественным транспортом, пользуются муниципальными, государственными услугами, будет таково, конечно же, мы обязательно его изучим, обязательно поработаем и прислушаемся к тому, что говорят. И предложим оптимальные идеи. Но сегодня ведь речь не идет, мы приняли закон, который закрепил за Екатеринбургом существующую модель управления. Мы лишь дали возможность порассуждать, подумать, вот о чем речь. Причем закрепили все существующие формы правления, которые есть сегодня в области.
Интервью публикуется в сокращенном виде