Аргументы Недели. Екатеринбург → Политика

Яков Силин: о религиях, народах Урала и долге перед потомками

, 15:03

В интервью «Аргументам недели – Урал» вице-премьер правительства Свердловской области прокомментировал практически все «острые углы» межнациональной и межконфессиональной политики в регионе.

– Яков Петрович, Свердловская область – многонациональный регион, что, вероятно, накладывает на власти особую ответственность. Какая работа ведется в сфере межконфессиональных и межнациональных отношений?

Вы совершенно правы, когда отмечаете многонациональный характер нашего края. На Среднем Урале проживают представители 160 национальностей, представители всех основных религий мира, действуют свыше 100 национально-культурных объединений и более 700 религиозных организаций.

Не так давно я общался с послом одной латиноамериканской страны. Она с гордостью мне сообщила, что в их стране проживают люди 30 национальностей. Я ответил, что у нас – 160. В ответ, она сказала: «Хотелось бы наших детей к вам отправить учиться…».

Конечно, говорить, что у нас в регионе нет никаких тревожных моментов – это самих себя обманывать. Все же, 160 национальностей живут вместе, это очень не просто. Поэтому реализации государственной национальной политики у нас уделяется особое внимание

Работа по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Свердловской области имеет системный характер, как на уровне исполнительной власти, так и в каждом муниципальном образовании. И взаимодействию с муниципалитетами в этом вопросе мы уделяем особое значение.

В регионе разработана и успешно реализуется комплексная программа по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов до 2020 года. Мы регулярно проводим различные фестивали, конкурсы, предоставляем субсидии на проекты национально-культурным организациям, ведем мониторинг этноконфессиональных отношений и реализуем уже ставшие традиционными областные мероприятия, такие как День народов Среднего Урала.

А какой этнос доминирующий?

– Как и во всей России, русские, более 80%. Вообще, я уверен, что русский народ, это «фундамент» нашей многонациональной страны. Все остальные национальности живут спокойно, стабильно, уверенно, потому что есть «фундамент у дома». Спекулировать этим нельзя, но и не замечать этого тоже нельзя.

Ислам в России – очень распространенная религия. Какова ситуация в регионе?

– Не без сложностей. В последнее время большую настороженность вызывают муниципалитеты, где религиозные организации не соблюдают законодательство, и местные власти до недавнего времени особого значения этому не придавали. Это Красноуфимский, Ачитский, Артинский, Нижнее-Сергинский районы и некоторые другие. Речь идет, по сути, о насаждении радикального ислама различного толка там, где никогда этого не было. Это не традиционный ислам. Нашим гражданам этого точно не надо.

Почему?

– Например, потому, что многие проповедники-ваххабиты получили религиозное образование далеко не России: в Саудовской Аравии, в Египте и т.д. Здесь они рассуждают уже по-другому. И их слова могут отозваться бедой для всего общества.

Вот яркий пример: в правительство приходят мусульмане и говорят, что не хотят ходить в такую-то мечеть, потому что на пороге встречают не так, могут оскорбить и потребовать совершенно иное, чем то, как понимают ислам нашими мусульманами. Наши мусульмане – цивилизованные, веками живут в содружестве со многими другими народами.

В СМИ широко освещались скандалы вокруг двух мечетей, на Уралмаше и в Первоуральске… Какова Ваша позиция по этому вопросу?

– Нужно понимать - оба этих конфликта «раздувались» искусственно теми, кто имел от этого выгоду.

Мэрия Екатеринбурга потребовала обязать арендатора привести здание в первоначальный вид. Любой арендодатель в данной ситуации потребовал бы привести его собственность в должный вид.

В Первоуральске требования администрации также были законными, ведь представители мусульманской общины нарушили условия договора, использовав помещения не по назначению (на территории мечети было организовано производство плитки прим. ред.).

Надо определиться, это культовое учреждение или это производственная площадка? Когда люди молятся, а рядом плитку делают, какому верующему это понравится?! При этом, я уверен, если бы коммерсанты захотели организовать тот же самый бизнес законно, то местные власти пошли бы навстречу…

Словом, потворствовать тем, кто разжигает конфликты и провоцирует рядовых граждан на протесты, никто не собирается.

Еще интересный вопрос, почему в одних мечетях никогда не было запрещенной законом литературы, в других ее изымают регулярно? Почему одни муллы следят, чтобы у них все было по закону, а другие – нет?

Могу сказать, что мы регулярно по текущим вопросам консультируемся с руководителями муфтиятов, с муллами, имамами мечетей и экспертами в этих вопросах.

Словом, интересы отдельных священнослужителей, получивших образование далеко за рубежом, никогда не будут стоять выше интересов большинства исповедующих эту религию.

А с представителями не мусульманских конфессий, были какие-то сложности?

– Я повторюсь, практически всегда конфликт на религиозной почве имеет финансовую подоплеку.

Вот, как Вы помните, не так давно в Зюзельском пытались столкнуть христиан и мусульман. Слава богу, что батюшка и мулла вышли к народу, убедили решать мирно даже сложные вопросы.

Один городской депутат в Екатеринбурге пытается искусственно разжечь скандал вокруг строительства лютеранской церкви, которую собираются построить на Блюхера. Городу и горожанам нужны не скандалы, а уважение и развитие!

А как насчет менее известных конфессий? Буддисты, старообрядцы?...

– Можно вспомнить давние сложности с буддистами. Качканарский ГОК должен был осваивать месторождение, а на этой горе находился незаконно построенный объект. Власти предложили им помощь в переезде на новое место, совсем рядом, но те долго отказывались от компромиссов. Нужно понимать, что добыча титано-магниевой руды, это стратегически важная для всего региона деятельность. Это стабильная работа ведущих предприятий страны. Это рабочие места. Это благополучие семей.

Недавно главы старообрядцев двух «Согласий» (старообрядческие доктрины прим. ред.) Белокриницкого и Поморского недавно в моем присутствии договорились о сотрудничестве. Мы совместно шли к этому очень долго.

В целом, я должен отметить, что на Среднем Урале уделяется большое внимание обеспечению равных возможностей народам для развития своей духовной культуры, национальных обычаев и традиций. Дети имеют возможность изучать родной язык, культуру и традиции своих народов в национальных  «воскресных школах». В Свердловской области их более двадцати.  

Гармонизации межнациональных отношений в регионе способствует работа более ста национально-культурных объединений. При поддержке областных властей в Екатеринбурге открыт Дом народов Урала, он стал настоящим центром межнациональной дружбы.

Стоит ли, по Вашему мнению, восстановить храмы, разрушенные в Екатеринбурге после Революции 1917 года?

– Лично я считаю, что это нужно будет делать. Горожане должны сами активно принимать решение по каждому конкретному случаю. Думаю, если где-то не удалось пока договориться, лучше оставить это нашим потомкам. Потому что, если мы, как на Украине, начнем памятники рушить, что потомкам останется? Пустое место? Руины?

А как же скандал со сносом архитектурного ансамбля «Орден Красного знамени»?

– Да, тогда была совершена ошибка. Неприличная, в нравственном плане, ошибка.

В то время я работал в администрации губернатора. Возмущение у горожан было большое. Ко мне приходили заслуженные люди, Вы бы слышали, что там говорили!

Они обвиняли всю власть, в целом. Зачем, мол, как ночные тати, снесли? Неужели нельзя было посоветоваться с народом?

Конечно, не нужно было забывать, что в Екатеринбурге живет огромное количество людей, которым этот ансамбль был дорог. Ведь это – труд предшествующих поколений, вклад Урала в Победу. Орден Ленина есть у Екатеринбурга, а у Свердловской области – два! А еще – награды дореволюционного периода. Этим нужно гордиться! Тогда за восстановление композиции высказывались даже диаметрально противоположные по идеологическим взглядам люди.

К слову, я бы предложил определить в Екатеринбурге место, где были бы представлены все заслуги, награды, ордена города, начиная с самых ранних, дореволюционных. Мы должны гордиться достижениями наших предков и передать эту гордость потомкам.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram