По итогам Послания
4 декабря 2014, 16:55 [«Аргументы Недели», Валентина Матвиенко ]
Прежде всего, я хочу сказать, что была очень мощная политическая часть Послания. В ней сформулирована та национальная идея, о которой много говорят. При этом политическая часть была достаточно жесткая, но не конфронтационная.
Наоборот, Президент еще раз подчеркнул, что, сохраняя свои национальные интересы, свою национальную идентичность, свой суверенитет, мы открыты к сотрудничеству на равных условиях со всеми государствами мира, которые исповедуют именно такую идеологию - взаимовыгодного сотрудничества, равной и неделимой безопасности и так далее.
Мне понравилась экономическая часть Послания. То, что многие ожидали, потому что мы все понимаем, что времена сейчас нелегкие, непростые. Во-первых, президент не драматизирует ситуацию, это хороший сигнал обществу, что надо учиться жить и работать в тех условиях, которые есть сегодня, и не паниковать, не вздыхать, а всем закатывать рукава, потому что у нас каждый на своем рабочем месте должен эффективно и продуктивно работать.
При этом то, что ожидалось, как минимум 4 года не будет меняться налоговая политика. Это очень важно для бизнеса. Это улучшает доверие к действиям власти, создает стабильные условия для работы бизнеса.
Второй вопрос, то, что обсуждалось активно и в бизнес-сообществе, и в целом в стране, это амнистия капитала. Мне кажется, это очень своевременно и правильно. Один раз поставить точку, при условии, что капитал будет возвращен в российскую юрисдикцию, и закрыть эту страницу. Мне кажется, это очень правильный посыл. Но должны условия заработать.
Вот здесь поставлена задача правительству - как можно быстрее сформировать эти условия. Они должны быть прозрачны и понятны, должны быть гарантированы для тех, кто решит вернуть капиталы в российскую юрисдикцию.
Возможна ли экономическая либерализация без судебной реформы?
Вопрос либерализации особенно в экономике он очень актуальный. В Послании Президент сформулировал целый ряд предложений, как нам провести такую либерализацию, особенно акцент на малом и среднем бизнесе. Вот этот лозунг перестать «кошмарить малый и средний бизнес и вообще бизнес» он обрел сегодня конкретные очертания в Послании Президента в виде конкретной постановки задач Правительству.
Конечно же, это налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса два года для новых предприятий, это уже жесткий запрет увлекаться проверками, контролем. Но мы предполагаем, что Президентом будут внесены и решения Правительства, и изменения в законы, мы готовы оперативно принять. Чтобы это уже было не на словах, а на деле, законодательно, нормативно закреплено, чтобы давали по рукам недобросовестным контролерам, которые просто так приходят, которые приходят с целью вымогательства, и таких примеров очень много.
Стоит ли ждать новой волны борьбы с коррупцией?
Страна работает над ликвидацией коррупции и как раз не надо, чтобы были волны, всплески, потому что это больше имитация борьбы с коррупцией.
Борьба с коррупцией должна вестись на системной, постоянной основе. И для этого мы как Федеральное Собрание создали все законодательные основы, которые соответствуют международным требованиям. Скорее всего это человеческий фактор, с которым тоже нужно бороться. Поэтому либерализация экономики – это непременное условие ее развития.
Я полагаю, что нужно не только оказывать поддержку государственным банкам, государственным корпорациям, надо создать равные условия. Чтобы не только предприятия с государственным участием пользовались какими-то привилегиями и льготами. Далеко не у всех из них высокая эффективность работы. Но надо, чтобы частные компании были защищены, было защищено имущество, они имели те же права, те же правила, те же льготы, которые даются в целом для бизнеса.
Что касается судебной системы, мне кажется, что сегодня такая реформа идет, идет активно. Вот даже те шаги, которые уже сделаны и будут делаться. Полагаю, что решение об объединении судов было абсолютно правильным. Больше всего претензий у бизнеса была, конечно, к системе арбитражного суда. Создание единой системы рассмотрения дел – это залог объективности рассмотрения. Уже сегодня председатель Верховного суда предложил целый ряд новаций для облегчения рассмотрения дел в судах. Ведь это надо все ноги истоптать, ведь это занимает время, нужно тратить большие средства и так далее. Поэтому реформа такая идет. Ее надо ускорять и синхронизировать с теми либеральными изменениями для бизнеса, которые предложены.
Каков потенциал импортозамещения?
У России огромный невостребованный потенциал. Я это говорю с осознанием дела. Говорить, что мы будем во всех сферах заниматься импортозамещением, - это неправильно, некорректно. Очень важно выбрать те главные приоритеты, которые бы обеспечили и национальную безопасность России в широком смысле, не только в оборонном смысле, а уменьшение ее зависимости от Запада, от других государств, выделить такие приоритеты, сегодня Президент обозначил. Это в том числе развитие станкостроения, машиностроения. Мы должны это делать. Все страны закупают только уникальное какое-то оборудование, высокотехнологичное, высокие технологии. Мы уже закупаем рядовые станки, потому что мы просто потеряли отечественное станкостроение. Это конечно же электроника, которую не просто надо восстанавливать, а создавать новую модель, которая может быть на шаг вперед уже, не надо ничего догонять, уже поздно догонять. У нас есть для этого и мозги, и база. Просто надо ставить задачу и как приоритетные проекты активно реализовывать.
Конечно, важно импортозамещение в сельском хозяйстве, чтобы мы по основным видам продовольствия были не зависимы ни от какой конъюнктуры, ни от какой страны. Это важно в производстве лекарств, особенно жизненно важных.
Определить эти приоритеты, сформулировать под каждый приоритет конкретные действия и финансовое обеспечение, и тогда мы сможем эту программу реализовать.