Аргументы Недели → Политика

«Мистраль» как тест на независимость Франции

, 10:54

Президент Франции Франсуа Олланд отказался передать России корабль «Мистраль». Стране грозят потери денежные, но не только. Некогда великая держава рискует не пройти тест на то, чтобы считаться по-настоящему независимым государством.

«Президент Республики считает, что нынешняя ситуация на востоке Украины по-прежнему не позволяет передать первый «Мистраль» России», - говорится в сообщении Елисейского дворца. В ответ заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал понять, что отсутствие французских кораблей не повлияет на обороноспособность страны. Кроме того, французам придётся выплатить нам неустойку за срыв контракта в два миллиарда долларов.

Кроме того, появились сведения, что Индия может аннулировать контракт на поставку французских самолётов «Рафаль», если два «Мистраля» не попадут в Россию. Официального подтверждения данной информации нет, но если она соответствует действительности  – Франция лишится сразу 20 млрд долларов. К тому же, ей теперь светит репутация государства, не исполняющего свои международные обязательства.

Ещё в 2011 году, когда сделку о покупке «Мистраля» только заключили, большинство отечественных военных экспертов сочли её не нужной и затратной. Бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова за неё очень ругали. Но теперь выходит, что благодаря нему Россия совершенно неожиданно получит пару  миллиардов долларов, да ещё и выставит своего конкурента на рынке вооружений в невыгодном свете. Если индийцы и впрямь настроены решительно – мы можем заменить им «Рафали».

Французы подставились и в глазах других покупателей. В своё время они опередили нас при поставках в Алжир и Бразилию – французскую продукцию на тот момент сочли по качеству выше нашей. Скандал разгорелся нешуточный – ведь Россия и впрямь предлагала покупателям не самый лучший товар. Да и сделки по передаче Индии кораблей мы срывали. Теперь выясняется, что не одни мы такие. Мало того – мы вроде как готовы исправиться, а вот французы сели в лужу.

Но всё же военно-техническая сторона дела меркнет на фоне политической. Франция до сих пор пытается представить себя великой державой, причастной к решению мировых судеб. Её подразделения участвуют в усмирении исламских боевиков в Мали, при восстановлении порядка при переворотах в её бывших африканских колониях. Для высадки десанта в каких-нибудь Сенегале или Габоне французы, собственно говоря, и строили вертолётоносцы «Мистраль».

Однако что получается теперь? По указанию США (а американцы – ребята прямолинейные, свои намерения особо не скрывают) Франсуа Олланд лишил Францию двух миллиардов долларов. Деньги недополучила верфь, на которой делают «Мистрали». Многие тысячи рабочих и инженеров-корабелов останутся без прибавки к зарплате. Мировой кризис полностью не прекратился, та же Франция чувствует себя не образцово, деньги её гражданам нужны.

Теперь у лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен появится дополнительная возможность вылить на Олланда ушат помоев. Ведь президент – социалист. Он должен быть за социальную справедливость, он обязан следить, чтобы рабочий люд имел хороший заработок, и капиталист его бы не обделял. И в роли капиталиста-кидалы выступило государство в лице Олланда. Вот Ле Пен и обвиняет его в невыполнении обязательств перед согражданами.

Но ещё серьёзнее может быть ущерб чисто политический – причём и внутри страны, и за её пределами. Французский народ привык к тому, что их страна хоть и входит в Евросоюз и НАТО, но всё-таки проводит самостоятельный курс во внешней политике. Экономика страны всё ещё входит в мировую десятку, ядерное оружие у Франции остаётся. И промышленность работает (и даже не худо-бедно, а действительно работает), и сельское хозяйство. Всё у страны есть, чтобы считать себя самодостаточной.

Французские президенты в последние десятилетия в основном вели себя достаточно строптиво. Англосаксов во Франции традиционно недолюбливают, а потому слишком уж сближаться с ними особо не стремились – что с Великобританией, что с США. Великий президент Шарль де Голль создал своё ядерное оружие, установил довольно неплохие отношения с СССР, демонстративно вывел в 1966 году Францию из военной организации НАТО.

Посмотрим на более поздние времена. Социалист Франсуа Миттеран в 1986 году отказался предоставить США воздушное пространство своей страны для бомбардировок Ливии. Его преемник, правый политик Жак Ширак также не раз выражал несогласие с американцами. Самый яркий пример – отказ послать французских военнослужащих в Ирак в 2003 году. Отношения с Россией он также установил достаточно приличные – при всех периодических периодах похолодания.

Однако Олланд откровенно идёт на поводу у США. А ведь два с половиной года назад он стал президентом именно по той причине, что в нём видели хотя бы намёк на самостоятельный курс. Его предшественника Николя Саркози постоянно обвиняли в том, что он проводил проамериканский курс, за что его даже прозвали «Сарко-американец». Бывший президент вернул Францию в военную организацию НАТО, послал французские самолёты бомбить Ливию… Да много чего ещё можно вспомнить.

И вот в противовес Саркози в 2012 году французы выбрали Олланда. Вроде бы социалисты по определению не могут ориентироваться на США – ведь в Америке нет даже партии, аналогичной им. Там всюду царит либеральная, или же консервативная идеология, что должно претить французским левым. К тому же американцы придумали весьма туманную историю с другим социалистом – бывшим главой МВФ Домиником Стросс-Каном, фактически выведя того из президентской гонки после того, как он раскритиковал экономическую политику Штатов.

Однако Олланд оказался ещё более покладистым, нежели Саркози. Тот хотя бы разбираться с последствиями войны в Южной Осетии пытался самостоятельно, и несмотря на настойчивые увещевания США, никаких санкций в отношении России вводить не стал. Нынешний же хозяин Елисейского дворца ни в чём американцам не возражал. Надо давить на Сирию? Пожалуйста. На Иран? Ради Бога. Ввести против России санкции из-за событий на Украине? Никаких возражений.

Пострадала ли Россия от введённых Евросоюзом и той же Францией запретительных мер? Спору нет, пострадала в определённой степени.  Но и сами французы ощутили на себе ответные запретительные меры. В Россию не доехали французские овощи, французские сыры, паштеты, фуа-гра. Местные крестьяне понесли значительные убытки. И вот теперь убытки несут французские рабочие – причём по воле собственного же руководства.

Удивительные дела творятся в Европе. Относительно небольшие Чехия, Венгрия, Австрия, Словакия, Финляндия позволяют себе возвысить голос против ужесточения антироссийских санкций. Они ссылаются на свои деловые интересы, говорят, что первопричина нынешней трагедии Украины лежит внутри её самой. А что Олланд? А от него слышен сплошной «одобрям-с» в адрес американских предложений. И кого после этого следует считать проамериканской «Новой Европой»?

История с передачей «Мистралей» России стала для Франции своего рода тестом на независимость. Если страна сможет «ослушаться» США – она его пройдёт. Не сможет – та же Индия будет воспринимать её куда менее серьёзно. И не одна Индия. Да многие французы ухудшат отношение к собственному руководству – даже если к России они особо тёплых чувств не испытывают.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram