В Москве побывал премьер-министр Китая Ли Кэцян. Он встречался с президентом Путиным и Дм. Медведевым. Говорили прежде всего о главной российско-китайской теме – газовых поставках. Как известно, в мае этого года в Пекине стороны договорились о торговле этим ходовым товаром аж на 400 млрд. долларов. Как будто неплохо.
Это была 19-я по счёту встреча премьеров двух стран. Проходят они поочерёдно и ежегодно то в Пекине, то в Москве. Но вот интересная деталь: китайский премьер, впрочем, как и китайский генсек (он же председатель КНР), посещают Москву исключительно в качестве промежуточной точки своих более значимых визитов. Как правило, это Европа.
Вот и на этот раз премьер Ли Кэцян прибыл в Россию из Германии и отбыл в Италию. Что любопытно, в Германии он почтил своим присутствием подписание контракта Китайской корпорацией авиационной техники (China Aviation Supplies) с европейской авиастроительной корпорацией Airbus. Речь ни много ни мало – о покупке 70 самолётов A-320 на 6,6 млрд. долларов. Это уже к купленной тысяче «Эрбасов» и более чем тысяче американских «Боингов».
Как говорится, «на хвост» этим гигантам хотел бы сесть и всем известный г-н Погосян со своим «Суперджетом». Но верится в это с трудом. Как правило, иностранные компании покупают товар, который успешно продаётся не только в мире, но и у себя на родине. А с этим у г-на Погосяна большая проблема. Вот и торгуется китайский премьер с Медведевым в Москве по цене не за самолёты, а за кубометр газа. Наш-то премьер в газах разбирается хорошо. В более сложных субстанциях, типа самолётов, не разбирается вовсе. Но сегодня как раз нефть да газ – главное.
Как известно, бюджет страны более чем наполовину зависит от продажи за рубеж нефти и газа. Он считается сбалансированным на будущие три года при цене 96 долларов за бочку нефти. В эту цену вложены все социальные программы, оборона, образование, наука и проч. Но нефть сегодня уже стоит почти 80 долларов. Американские союзники – Саудовская Аравия, Катар и Ирак словно сговорились и валят эту цену всё ниже и ниже. При цене в 50 долларов за бочку могут наступить необратимые изменения не только в экономике нашей страны, но и в политической стабильности правящего режима.
В 1980 году было нечто похожее, после чего СССР развалился от безденежья. Так что пора бы «порешать» этот вопрос не на доморощенных экономических форумах, а за границей. Например, уговорить крупнейшего нефтяного экспортёра Венесуэлу, а может, и Иран дружно снизить суточную добычу нефти, после чего цена на нефть гарантированно взлетит. Они ведь тоже страдают. А может, и предложить США настоящую военную помощь против «Исламского государства» (ИГИЛ), которое на сегодняшний день – первая головная боль Вашингтона. Как и для нас – боевики торгуют нефтью с захваченных иракских месторождений по цене в два раза ниже мировой.
Ещё один рецепт. В России давно подмечена такая закономерность: чем больше правительство занимается экономикой, тем экономика хуже. Уж на что умный и грамотный Дм. Козак, но в качестве руководителя аппарата правительства в 2004 году он провёл реформу работы того самого правительства. Говорят, целый год после этого правительство было парализовано. А вот Евгений Примаков в 1998 году особо ни во что не вмешивался. Только навёл порядок в работе и отлучил от Белого дома свору так называемых семейных олигархов.
Г-н Медведев не похож ни на того, ни на другого. Остаётся гадать – узнаем мы когда-нибудь, почему президент Путин так долго держал его рядом? А сейчас, как и год-два до этого, Москва полнится слухами. Говорят, что последняя рыбалка президента на одной из таёжных речек перед сентябрьским визитом в Монголию была не только отдыхом. Туда будто бы прилетел руководитель администрации президента С. Иванов. И ему посоветовали почаще светиться на телеэкране. Чтобы люди привыкли к его новой возможной роли…
Но вернёмся к нашим любимым самолётам и визиту китайского премьера Ли Кэцяна в Москву. По оценке американского промышленного гиганта «Боинг», в ближайшие 20 лет Китаю потребуется более 7 тыс. новых широкофюзеляжных самолётов, странам Ближнего Востока – почти 2500. Есть и другие страны, где будут закупать новые лайнеры. Рынок – несколько триллионов долларов. Это вам не какие-то 400 млрд. за газ. При этом те самые широкофюзеляжные самолёты умеют делать только три фирмы в мире. Кроме двух названных это ещё и русская фирма «Ильюшин».
Нынешние руководители страны не видят её в упор. А должны бы холить и лелеять – как курицу, что несёт золотые яйца. А пока, как в сказке про Курочку Рябу: серые невзрачные мышки из правительства снуют по столу и смахивают своими хвостиками её золотые яйца.
Те падают золотым дождём на пол и разбиваются вдребезги. Прямо под носом Большого Сытого Кота.