Аргументы Недели → Политика

Мигранты и ксенофобия

, 15:56

Сегодня состоялось очередное заседание Совета законодателей, посвященное реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в субъектах Российской Федерации.

Начну с  изменений, которые произошли в структуре Совета законодателей.  Появились  две новые комиссии – по науке и инновационной деятельности и по вопросам интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации. Это, на мой взгляд, позволит актуализировать задачи Совета законодателей в соответствующих сферах.

Теперь об основной теме нашего заседания. По словам Президента России Владимира Владимировича Путина, этот документ «начнёт работать в полную силу только тогда, когда будет востребован в регионах, станет реальным руководством к действию, к кропотливой, системной работе по укреплению межнационального согласия».

За это время прошла  серия семинаров-совещаний руководства Администрации Президента России с должностными лицами регионов по вопросам реализации государственной национальной политики. Приняты методические рекомендации о порядке выявления и предупреждения  межнациональных конфликтов. В состав показателей эффективности  региональных органов исполнительной власти вошли оценки состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.

Важным шагом стало принятие прошлой осенью  федерального закона, закрепившего полномочия и ответственность региональных властей в сфере межнациональных отношений.

Соответствующие акты с учётом  региональных особенностей  приняты во многих субъектах Федерации, и  уже завершается  разработка   планов мероприятий. В структурах   власти  созданы специальные подразделения, консультативные и совещательные органы.

Действуют программы национально-культурного развития народов России, формирования толерантности и гармонизации межнациональных отношений, Ведется работа по законодательному обеспечению сохранения и развития национальных языков, объектов культурно-исторического наследия, народных промыслов и ремёсел.

Значимым является  и сегмент регионального законодательства по регулированию деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также национально-культурных автономий. Последних в России насчитывается более 1000, в том числе 250 региональных и около 750 местных.  Интересен, на мой взгляд, опыт закона «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области».

Вы знаете, что в связи с упразднением Министерства регионального развития функции в сфере государственной национальной политики переданы Министерству культуры Российской Федерации. Министерству культуры предстоит огромная работа по реализации этих полномочий. При этом нельзя допустить потерю толковых специалистов, опыта и   налаженных связей с общественными организациями и экспертами.

Ведь именно в области межнациональных отношений цена ошибки, некомпетентности, близорукости и формализма может быть крайне дорогой.

Необходимо ещё раз внимательно проанализировать ситуацию, посмотреть, какие требуются законодательные, организационные, финансовые решения.

Пристального внимания заслуживают, в частности, законодательные основы финансирования мероприятий национальной политики. Несколько лет назад в федеральном бюджете появился соответствующий раздел, потом он как-то стушевался и фактически исчез. Теперь обсуждается  сокращение бюджетных расходов за счет отказа от части государственных программ. Думаю, что  межнациональных отношений это касаться не должно.

Немалые средства направляются на обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Важно проследить, чтобы они были грамотно использованы, дали  реальный, практический эффект.

Нельзя забывать, что консолидация людей вокруг общих для всех народов России нравственных ценностей, культуры, языка, исторической памяти это гигантский потенциал для развития общества и государства. А как губительны и деструктивны радикальный национализм и ксенофобия, мы с вами видим на страшном примере Украины.

При этом именно изучение истории молодёжью играет чрезвычайно значимую роль в укреплении гражданского единства.

 «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», над которой много трудились специалисты под руководством Сергея Евгеньевича Нарышкина, должна  стать основой, на которой будут базироваться учебники. И общероссийские, и региональные. Они  будут содержать достоверные материалы, свидетельствующие, что история России – это общая история всего нашего многонационального народа. И речь идёт вовсе не о шеренговом единомыслии, не о лакировке прошлого, а об общественном согласии просвещенных людей.

Сейчас в большинстве субъектов Федерации приняты программные документы и законы о молодёжной политике, которые касаются, в том числе и патриотического воспитания.  Полагаю, надо активнее использовать их наработки на федеральном уровне. В частности, при подготовке проекта «Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации».

Сегодня Россия по числу принимаемых мигрантов уступает  только США. Интенсивный характер носят и внутрироссийские миграционные процессы.

В рамках реализации  Стратегии национальной политики  принят  ряд законодательных решений по совершенствованию регулирования в сфере миграции, по содействию социокультурной адаптации и интеграции мигрантов.  Хотелось бы сегодня услышать от представителей регионов, как эти законы действуют на местах, есть ли сложности с их применением.

Еще раз подчеркну, реализация Стратегии - это серьёзная задача для законодателей всех уровней. И решать её мы должны, как говорится – всем миром.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram