На этой неделе президент Путин проведёт в Крыму встречу с партхозактивом. То есть с депутатами Госдумы и хозяйственниками, в том числе из Народного фронта.
Будет рассмотрен план возможного встраивания Крыма в жизнь всех российских регионов. В том числе вопрос о соединении Крыма с материком через Керченский пролив.
Ещё в феврале казалось, что мост построить – это раз плюнуть. Обещали, что этим срочно займутся китайцы. Говорили, что всё готово и для работы наших военных строителей. Но дело так и не дошло до «земляных работ». Крым остаётся фактически отрезанным от материка.
Между тем разрешение этой проблемы должно начаться с ответа на вопрос: «что это будет – мост или туннель?» Исходя из этого и будет формироваться федеральная целевая программа «освоения Крыма». Тем временем специалисты продолжают спорить. Мост – ясное дело, сооружение более эффектное чисто внешне. К тому же школа мостостроения в России осталась очень приличной, и проблем быть не должно. Если не считать то, что на стороне Тамани грунт подвержен эффекту «плывуна». Да и в случае затягивания конфликта с Украиной мост может стать отличной мишенью для любого типа самолёта. Даже любимого мантуровского «кукурузника», которых на Украине тоже немало.
Второй вариант – туннель. Вернее, целых три. Один – для автомобилей, второй – для вагонов и составов. Третий – для коммуникаций. В том числе электрических и других. Для рытья туннелей всё есть. В Сочи остались два горнопроходческих комбайна, которые рыли туннели на Красную Поляну. Ещё пять находятся в Москве. Прогрызая грунт, эти машины оставляют за собой толстую бетонную трубу диаметром от 6 до 14 метров. Скорость – до 300 метров в месяц. Примерно пять километров под водой Керченского пролива эти комбайны могли бы пройти за полтора года.
Но вот незадача. Строительство моста специалисты оценивают примерно в 200 млрд. рублей. А туннеля – до 60 миллиардов. Ясно, что чиновники, скорее всего, выберут мост. Освоить бюджетные деньги всегда приятно, если они огромные и требуют постоянного увеличения. С мостом такой номер пройдёт, а с туннелем – едва ли. Что выберет предстоящий партхозактив?