На минувшей неделе не состоялся старт новой ракеты-носителя «Ангара». Отказал какой-то клапан, после чего руководители Центра им. Хруничева, где ракету разрабатывают вот уже 20 лет, отложили старт до декабря. Правильно сделали – лучше, как говорят в авиации, «перебдеть, чем недобдеть». Ракета всё равно полетит. Но жаль. Удачный старт мог вновь наполнить нас гордостью за страну. Даже В. Путин наблюдал за ним из своих заоблачных высот. Но вышли конфуз да привычная досада вместо гордости. И кого прикажете винить – вновь инженеров с техниками на заводе им. Хруничева? Или пора уже посмотреть вокруг себя?
Кто окружает нашего президента последние лет 10–14? В основном бывшие силовики и реформаторы-экономисты из либералов типа Кудрина с Набиуллиной. Есть, правда, один, который почём зря осваивает бюджеты нанотехнологии, но и тот – Чубайс, крёстный отец нынешнего гниения экономики. Рядом с президентом не оказалось ни великих российских учёных, ни экономистов-государственников (помощник президента С. Глазьев не в счёт – все его начинания и вопли идут пока «мимо кассы»), ни главных конструкторов КБ. При советской власти они могли в любое время позвонить генсеку КПСС и собрать срочное совещание по своей проблематике. Сегодня тихо исчезают как класс. В конструкторских бюро всё чаще заправляют «чубайсы» помельче, присланные осваивать госбюджет в интересах узкой группы лиц.
При таком отношении к технической интеллигенции «Ангара» и не полетела. Уходили «за бугор» – так ракетчики называют неудачный старт – «Протоны» с дорогущими спутниками на борту. Дошло до того, что на орбите не осталось ни одного геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет. Та же участь у современного авиационного двигателя НК-93, самолётов для гражданских авиалиний Ту-334, Ту‑204СМ, Ил-114. Вместо них разрабатывается новый отечественный членовоз для государевых людей.
Казалось бы – как-то всё рассосётся! Но в последние месяцы всё больше заметно, что страна медленно вползает в международный кризис по причине украинской революции. И на что, спрашивается, жить будем, на какие внутренние резервы, если начнутся проблемы с продажей нефти и газа за бугор? Так уже было, когда наши западные «партнёры» обвалили мировые цены на нефть в середине 80-х, и СССР после этого продержался чуть больше пяти лет. Затем рассыпался. Сегодня положение намного хуже, чем у СССР, – экспортные доходы от продажи нефти и газа составляют в бюджете страны почти 90%. На китайцев надеяться? Но, почувствовав, что деваться нам некуда, и они начнут диктовать свои условия – от цены на газ до цен на нашу военную технику. Ясное дело – наступит грандиозный экономический кризис. А за ним и политический, чего в России совсем бы не хотелось.
Вообще говоря, экономический кризис бушует в России уже вовсю: рост экономики всего полтора процента в год, импорт продовольствия доходит до 60% от потребности. Да ещё коллеги по Таможенному союзу – Казахстан и Беларусь – отказались присоединиться к нам в санкциях против Украины после её вступления в ассоциацию с ЕС. Только армия и флот остаются настоящими друзьями Москвы, но этого мало: армия если и спасает слабые страны во времена их внутренних кризисов, то весьма специфически.
Но время ли сейчас для панических настроений? Нет, конечно! Любой кризис в стране может её как разрушить, так и стать фундаментом для начала перемен. Далеко ходить не надо. Поражение Российской империи в Русско-японской войне дало мощный толчок для промышленности, сельского хозяйства. Гражданская война породила не только ГУЛАГ, но и индустриализацию. Отечественная дала толчок науке, авиации, космонавтике, атомной энергетике. Даже в 1998 году, когда страну поразил острейший экономический кризис, премьер Е. Примаков за год поставил экономику на правильные рельсы. Ясное дело, что всё это делали люди: Пётр Столыпин, Серго Орджоникидзе, академики Вавилов, Ландау, Сахаров, Александров… Имена советских министров С. Афанасьева (Минобщемаш), В. Малышева (Минсредмаш), П. Дементьева (Госкомитет по авиатехнике) и десятков других помнят специалисты до сих пор. И не только у нас в стране.
Увы, Е. Примакова президент Ельцин убрал, и к власти вновь пришли так называемые либеральные экономисты. Да так крепко пришли, что до сих пор оккупируют все командные высоты, пишут неведомые экономические программы, которые никто не выполняет. И даже не читает.
Вывод напрашивается сам собой. Стоит ли ждать конца света, когда наши заклятые друзья совсем оборзеют и перекроют наши нефтяные трубы? Или, не дай бог, просто обвалят цены на нефть и газ до такого уровня, когда ни пенсий не заплатить, ни новый самолёт с атомной бомбой построить? В таком предкризисном состоянии за экономику в стране должен взяться не выпускник юридического факультета Медведев (сколько можно безуспешно и бездарно искать себя на этом поприще?), а технарь, прошедший производство и с десяток лет занимавший в нём руководящие должности. Завтра будет поздно, вновь запахнет ГУЛАГом. Дмитрий Анатольевич! Заставь за себя век Бога молить – уйди сам!
Это касается не только премьера. Ну какой, скажите, министр сельского хозяйства из прекрасного юриста Н. Фёдорова? А почему промышленной политикой в министерстве занимается социолог, а не выпускник МАИ, Бауманки или той же «Плешки»? Даже руководители регионов, где с промышленностью и сельским хозяйством всё в порядке, так и остаются сидеть на своём месте, без какого-либо карьерного роста. Во всём мире именно такие люди оказываются в правительстве. У нас же им навязывают очередного вице-премьера типа Дворковича и Абызова, и те вынуждены ездить к ним на поклон?
Одним словом, пришло время перемен. Украинский кризис может затянуться надолго, и едва ли НАТО, ЕС и США дадут нам погулять вволю на его просторах. Воевать со всей этой публикой и с Украиной через прицел нефтегазовой трубы долго не получится. Как сказал тов. Саахов в фильме «Кавказская пленница», «Или я поведу её в ЗАГС, или она поведёт меня к прокурору».
Перспектива ЗАГСа для нас с Украиной становится всё туманнее. Так что самое время готовиться к визиту прокурора. Иными словами – вычищать авгиевы конюшни власти, готовясь к закрытию нового железного занавеса.