С начала последнего (осенне-зимнего) внутриполитического кризиса на Украине набирает обороты и новый газовый кризис в отношениях Москвы и Киева. Параллельное существование двух этих процессов напоминает известную неразрешимую загадку о том, что было раньше – курица или яйцо? В нашем случае – что случилось раньше: боевые действия за свободу части населения Украины от киевских властей или не менее ожесточённая борьба с нашим соседом за цену на газ.
Обе эти темы освещаются на государственном телевидении примерно одинаково. Так что для определения первородства процессов вспомним для начала цитату из романа «Empire «V» признанного знатока цинизма современной российской действительности Виктора Пелевина: «Если количество жидкости, проходящее по трубе за единицу времени, остаётся прежним или растёт по линейному закону, логично предположить, что новых людей возле этой трубы не появится очень долго».
Развивая эту мысль, можно смело предположить, что буря в газовой трубе, проходящей по Украине, как раз вызвана тем, что возле неё появились новые украинцы. Их страстное желание – оттереть от неё старых, давно «упакованных». Первой жертвой стала газовая леди Ю. Тимошенко. Она дольше других сидела на трубе и подписывала любые контракты с Москвой, поскольку явно имела личный интерес. При этом в мирном сосуществовании с Москвой были кровно заинтересованы все бывшие украинские президенты и местная элита. Для их безбедного существования в паях с «Газпромом» была создана знаменитая «РосУкрЭнерго», где оставалась значительная часть прибыли от продажи газа. Это был посредник, к которому присосалась высшая украинская элита и который содержал её для поддержания любви к России хотя бы по расчёту.
Трудно сказать, кто нарушил это сказочное равновесие. Ясно одно – у скрывающихся за чёрным дымом горящих на майдане покрышек хлопцев не хватило терпения дождаться декабря. Чтобы мирно проводить президента Януковича в отставку и самим заняться делами «скорбными» – в первую очередь газовой трубой. Именно она позволяет делать на воровстве газа, на закачке его в газовые хранилища Украины и последующей перепродаже в Европу миллиарды долларов просто из воздуха!
Это легко проиллюстрировать. Во времена СССР на Украине были сделаны 13 подземных газовых хранилищ (ПГХ). В них закачивался газ весной и летом, чтобы поддерживать стабильный поток в Западную Европу зимой. Объём этих хранилищ остаётся таким же гигантским – на 32 млрд. кубометров природного газа. Сегодня в них уже закачано воровским манером (то есть без оплаты) почти 15 млрд. кубометров.
Идём дальше. Самой Украине для стабильного снабжения газом нужно примерно 60 млрд. кубометров в год. Но в минувший год там решили экономить и купили всего 26 миллиардов. При этом продолжают закачивать газ в ПГХ. В том числе и за него Москва требует заплатить.
Попытаемся показать, какие деньги стоят на кону и что за «базар» мы продолжаем наблюдать. Требование Киева опустить цену на газ с 485 до 268 долларов за каждую тысячу кубометров означает его перепродажу в Европу с наваром не менее 200 долларов. Это 6,4 млрд. долларов в год от тех самых украинских ПГХ. В том числе полтора миллиарда от уже закачанных и не оплаченных. Зная, что на Украине воровство денег у государства идёт легко и безнаказанно (как и у нас до недавних пор), судьбу этих миллиардов предсказать нетрудно.
Раньше такие «распилы» делались через цивилизованное посредничество. Сегодня теневые манипуляторы с майдана захотели получить всё даром и сразу. А попутно клясть поганых москалей, упёршись в милую их глазу цифру «268». Хотя поляки за свою нелюбовь к москалям платят за российский газ 526 долларов. Только лояльные братские белорусы – по 186.
Как известно, вылезли во всей этой истории и другие «уши» – американские. Сын вице-президента США Байдена – Роберт вошёл в совет директоров крупнейшего производителя газа на Украине Burisma Holdings. В планах компании – добыча на Украине так называемого сланцевого газа. Вполне вероятно, что этот весьма проблематичный и дорогостоящий газ в микроскопических количествах будет смешиваться с гигантскими объёмами дешёвого российского в тех самых ПГХ и продаваться в Европу уже как «сланцевый». Если так – и в этом случае понятно упрямство по цене за газ киевских властей, полностью контролируемых Вашингтоном.
Но вот что сегодня обсуждают жители восточной Украины. Добыча сланцевого газа должна начаться как раз в районе Донецкой и Харьковской областей. Что касается Донбасса, то как раз в районе Славянска, Краматорска и Луганска. Именно здесь предполагается испоганить землю так называемыми гидравлическими разрывами подземных газоносных пластов породы с использованием ядовитых компонентов. Земля в таких районах становится непригодной для жизни, что вызывает протесты жителей. Вот и получается, что избавиться от них в том же Славянске и Краматорске проще всего с помощью бомбёжек и ударов артиллерии. Ничего личного. Просто бизнес сына американского вице-президента Байдена.
Надо сказать, желание перераспределения денежных потоков на Украине касается не только газа. Пострадали олигархи, поддерживающие президента Януковича. В частности, его главный спонсор – миллиардер из Донецка Р. Ахметов. Для противодействия майдановскому беспределу именно он создал и финансировал первые отряды ополченцев Донбасса. Но скоро те начали расти и вышли из-под его контроля.
Так называемое западное «мировое сообщество» уверено, что этот контроль перешёл Москве. И осуществляет она его умело и аккуратно. Но даже если это так, то вполне понятно совпадение желаний: Кремля – любым способом не дать новым украинским теневикам от политики захапать твой газ, а восточных украинцев – получить политическую свободу от них же. Ополченцы сами предлагают себя на роль пистолета в крепкой северной руке. Заодно думают приобрести надёжную «крышу».
Пока «крыша» размышляет и передвигает туда-сюда боевую технику около украинских границ. Впору поверить, что она резиновая, ещё от Сердюкова: уж больно прытко катается без толку. Во всяком случае, каратели из Киева её не боятся. Что говорить об их министрах – те вовсе посылают матом нашего лидера под телекамеры.
По такому поводу как-то высказался известный чикагский гангстер Аль Капоне: «Пистолет и доброе слово – всё же лучше, чем просто доброе слово».