Политолог Александр Конфисахор: «Разоружать надо всех»
22 апреля 2014, 12:18 [«Аргументы Недели», Валентина Карелова ]
Известный российский политолог, специалист по выборным кампаниям Александр Конфисахор считает, что принятый на четырехсторонней встрече в Женеве документ, в котором оговариваются меры по разрешению кризиса в Украине, соблюдаться сторонами не будет. Однако все участники встречи будут на него ссылаться.
В интервью «АН-онлайн» он взглянул на Украину с точки зрения геополитики.
- В Женеве состоялись четырехсторонние переговоры с участием представителей России, Украины, ЕС и США, в результате был принят документ, в котором оговариваются меры по разрешению кризиса. На ваш взгляд, он будет соблюдаться?
- Скорее наоборот, он постоянно будет нарушаться. Вообще, по сути, он ничего не решает, но стороны, участвовавшие в переговорах, будут постоянно на него ссылаться. Хотя никакой юридической и, тем более, фактической силы он не имеет. К сожалению, эскалация конфликта будет продолжаться, и никакие международные наблюдатели, советники, эксперты, к сожалению, не смогут его остановить.
- В Женеве не было ни одного представителя юго-востока Украины, но, судя по принятому документу, этот регион был услышан...
- Насколько мне известно, 70% населения данной территории хотят жить в составе Украины. Это их право и оно должно быть учтено.
- Если судить по новостным лентам, то создается обратное впечатление. Кому верить?
- Не знаю, где правда. Для того, чтобы понять, что там происходит на самом деле, нужно там находиться и уже тогда определить, где хотят жить местные жители – в России, Украине, или у них есть какой-то третий вариант.
- В Женеве особое внимание было уделено вопросу разоружения юго-востока, но ничего не сказано про Киев.
- Я считаю, что разоружать надо всех. Потому что люди с оружием в руках имеют право как на защиту, так и на самооборону. Другое дело, имеют ли они право на это оружие? Поэтому этот вопрос скорее нужно адресовать руководителям государства.
- После переговоров госсекретарь США Керри заявил, что у Вашингтона не останется выбора, кроме как ввести дополнительные санкции против России, если США не увидят выполнения достигнутых договоренностей на востоке страны. Значит ли это, что против нашей страны гайки будут закручивать туже?
- Не думаю, хотя санкции, естественно, последуют, но они будут носить формальный характер. Мы ведь находимся глубоко в системе политически-экономических отношений. В США прекрасно понимают, что все санкции против нас в итоге ударят и по ним самим. Кстати, в ЕС это уже ощутили.
- С точки зрения экономики украинский конфликт не выгоден никому, вы согласны?
- На самом деле политика всегда шла впереди экономики, впереди, зачастую, даже здравого смысла. Поэтому баланс всегда будет в пользу геополитических интересов. Именно этот момент и является основным в украинском вопросе. По сути, здесь идет борьба за выход к морю и морским коммуникациям и не более того.
- Вы допускаете, что к России могут присоединиться новые субъекты, или юго-восток должен остаться в составе Украины?
- Это было бы разумно. У нас хватает своих проблем, посмотрите, сколько у нас дотационных регионов. Кормить еще кого-то - это дорого обойдется.
- В Женеве договорились о том, что украинцы должны сами решить свои внутренние проблемы. Справятся ли они с этим?
- Украина относится к тем государствам, которые называют «промежуточными» или «буферными». Подобные государства всегда создавались для того, чтобы большие государства за счет них могли решать свои проблемы. На данный момент Украины нет как таковой.
- Но на географических картах такое государство существует.
- Верно, она есть на картах, глобусе, в международном плане, однако с точки зрения геополитики такой страны нет. Это своего рода разменная монета, средство, с помощью которого другие государства могут решать свои проблемы. Потому что Украина ничего серьезного из себя не представляет, ни в экономическом, ни в военном, ни в культурном плане.
- Реально ли решить внутренний конфликт нашего соседа мирным путем?
- Нельзя, потому что пройдет Рубикон, некая точка невозврата. Пролилась кровь, ящик Пандоры открыт. Ситуация будет только усугубляться и мирным путем ее не решить.
- Не хотите ли вы сказать, что Россия введет войска в Украину?
- Не думаю, нам там не с кем воевать. Вести войну с Украиной - это то же самое, что выпустить на ринг боксера-тяжеловеса против неопытного ребенка. Нам не нужна война, это их внутренний конфликт, который они не смогут решить мирным путем.
- Россию и так в США и ЕС пытаются представить как страну-агрессор...
- Мы для них всегда были захватчиками и агрессорами, непонятной страной, в которой по улицам ходят пьяные медведи и играют на балалайке. А сейчас это просто проявилось более четко. Хуже нам уже точно не будет. Нас и так обвиняют во всех смертных грехах по отношению к Украине. Поэтому принцип такой, что хуже не будет. В любом случае свой авторитет мы не потеряем, как и не потеряем влияние в мире. Кроме того, в политике, как и в любой сфере человеческой деятельности, ценится сила – военная, экономическая, культурная. Она может проявляться в разных аспектах. Поэтому нам необходимо показать себя сильной страной, которая умеет отстаивать как свои интересы, так и интересы наших сограждан, где бы они ни находились.
- Присоединение Крымского полуострова к России как-то скажется на экономике страны?
- Я думаю, что больших доходов от полуострова ждать бесполезно. Он будет очередной обузой для России. Но на фоне других дотационных регионов мы этого даже не заметим. Как говорится, лишняя ноша не помешает...