Российский политолог и публицист, депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Яблоко» Борис Вишневский считает, что отстраненное поведение ЕС и США в отношении Украины связано с тем, что мировое сообщество не хочет ввязываться в войну с Россией.
В интервью «АН-онлайн» он заявил, что санкции в отношении нашей страны будут ужесточаться и могут чувствительно ударить по населению.
- Чем завершатся, на ваш взгляд, переговоры между официальными представителями Украины, России, ЕС и США в Женеве?
- Будем надеяться на какие-то положительные решения. Хотя лично у меня оснований для оптимизма нет. В первую очередь, к сожалению, из-за действий политического истеблишмента. Я - российский гражданин. Расценивать действия властей Украины не берусь, это не мое дело. Я могу сказать только одно: если бы Россия хотела стабилизировать ситуацию на Украине и прекратить то, что там в настоящее время происходит, это можно было бы сделать в течение одного дня. Без всякой встречи в Женеве.
- Каким образом?
- Для этого достаточно было бы отменить решение Совета Федерации на возможное использование российских войск на территории Украины и заявить официально, вслух, что граждане, которые с оружием в руках на юго-востоке страны захватывают органы власти и отделы милиции, а также пытаются объявить независимые самопровозглашенные республики, действуют незаконно. И, в силу незаконности этих действий, Россия их не поддерживает, более того, - осуждает.
Если бы такое произошло, то обстановка изменилась бы в лучшую сторону очень быстро. Но ничего подобного не происходит. И я могу только догадываться, что именно за этим стоит, почему спецслужбы и армия действуют именно так, а не иначе. Кроме того, я прекрасно понимаю, что указанного официального признания не будет.
- Вы допускаете, что у России появятся новые регионы?
- Если мы хотим очень сильно осложнить отношения со всем миром, то мы на верном пути. Я все-таки законодатель и привык уважать закон. Украина де-юре является унитарным государством, но если бы она даже была федерацией, о чем сейчас так много говорят, то ни одна из ее частей самостоятельно не смогла бы выйти из состава страны. Аналогия абсолютно прямая - ни один регион не может выйти из состава России. Вот вы бы одобрили, если бы какая-то из наших областей решила выйти из состава России и присоединиться к иностранным государствам? Я думаю, что нет. Вот и на Украине такая же история. У меня нет никаких оснований полагать, что попытка присоединения еще какой-то части Украины после Крыма вызовет какую-то иную реакцию у всего остального мира.
Если это произойдет, то мы попадем в еще большую международную изоляцию, и наше экономическое положение еще сильнее ухудшится. И не забывайте - все эти события происходят из утверждений, касательно наплевательского отношения Украины к интересам русскоязычного населения, их откровенного игнорирования. Однако мне кажется, что в той степени, в которой это утверждается, вменить таковое отношение Украине нельзя. Ко мне каждый вторник приходят мои избиратели, чьи права и интересы постоянно нарушаются. Лучше бы об этом позаботились. Нет ни малейшего основания утверждать, что есть какие-то серьезные проблемы с людьми, которые сейчас живут на Украине и говорят на русском языке или являются этническими русскими. И давайте помнить - они граждане другой страны.
- Юго-восток Украины в случае отделения рискует повторить судьбу Абхазии?
- Уверен, что этого можно избежать. Кстати, двадцать лет назад, наша страна своей подписью гарантировала Украине целостность страны в обмен на отказ от ядерного оружия. Если мы считаем целостность России незыблемой, то тогда должны с уважением относиться и к целостности других государств. Не должно быть двойных стандартов, когда вооруженных людей в Чечне мы называем боевиками и террористами, а в Донецке и Луганской области активистов, которые занимаются самозахватом административных зданий - мирными жителями и сторонниками федерализации. Я убежден, что требование федерализации с оружием в руках никогда к ней не приведет. Ни в одной стране мира никто и никогда не требовал федерализации с оружием в руках. Смысл Федерации состоит лишь в распределении полномочий и ресурсов между центром и регионами, а вовсе не в отделении части страны. А по указанным вопросам, естественно, лучше договариваться, а не воевать. Да, никто не говорит, что все утрясти, соблюсти баланс интересов будет легко. Это важная и кропотливая работа. Но ведь ее надо делать! И делать не посредством спецназа и военной техники, а исключительно переговорным путем. А так, фактически, получается, что те, кто борется за федерализация, борется не за сохранение Украины, а за ее разрушение. И это принципиальнейшая вещь, которая отличает нынешние события от того же Майдана. Поэтому, если люди с оружием захватывают государственные учреждения и еще вывешивают при этом флаги другого государства, то им, минимум, надо разъяснить неправомерность совершаемого ими….
- Состоятся ли 25 мая выборы президента Украины?
- Не знаю. Я понимаю, что их пытаются сорвать.
- А если состоятся - Россия признает их легитимными?
- Давайте, как и положено в таких случаях, опираться на действующее законодательство. Дело в том, что Верховная Рада Украины была избрана на справедливых выборах, между прочим, их честность была подтверждена, в том числе и – подчеркну это особо - оценками наших наблюдателей. Во всяком случае, она не менее легитимна, чем наша Государственная Дума после выборов, за которой сотни тысяч людей выходили на улицы в знак протеста против массовых фальсификаций. Кроме того, именно законно избранный парламент Украины назначил нынешнее правительство подавляющим числом голосов. Поэтому, о какой нелегитимности может идти речь, если этот же парламент назначил выборы президента вместо сбежавшего Януковича.
- Почему Европа и США избрали относительно нейтральную позицию в отношении украинского конфликта?
- Потому что никто не хочет воевать с Россией даже ради Украины. Это для нас важно, что происходит в стране, граничащей с нами и которая долгое время была нам другом, а теперь для сохранения статуса кво придется ох как потрудиться. Для Европы, и тем более для США, этот вопрос тоже важен, но не настолько, чтобы начать войну с Россией - огромной страной, имеющей ядерное оружие. Точно также в свое время, когда Советский Союз вводил войска в Чехословакию, а потом в Афганистан, страны НАТО тоже не вмешивались. Они вместо военных действий запустили экономические механизмы. Возможно, более серьезные меры были бы предприняты, если бы Украина была членом НАТО, но она не входит в эту организацию и даже не обращалась туда за военной помощью.
- А что будет с санкциями против России?
- Они неизбежно будут ужесточаться. К сожалению, в наибольшей степени их почувствуют на себе рядовые россияне, а не те люди, которые принимают решения. За их благополучие я не беспокоюсь. А вот мы с вами на своей шкуре почувствуем инфляцию, ограничение прав и свобод внутри страны. Так всегда бывает, когда страна оказывается хотя бы в подобии международной изоляции. Я бы с удовольствием был бы более оптимистичен, но, к сожалению, могу только констатировать, что мы идем по чрезвычайно опасному пути.