Основатель партии «Яблоко» и лидер ее фракции в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Григорий Явлинский считает, что вхождение Крыма в состав России влечет за собой как огромные преимущества, так и серьезные, требующие тщательно взвешенных решений, проблемы. Такова участь любого, исповедующего «право сильного» - поделился политик своим видением ситуации с «АН-онлайн».
- В России появился новый регион. Наш вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин немедленно заявил о том, что Крыму будут отдаваться крупные судостроительные и судоремонтные заказы. Не отразится ли это на жизни регионов, в частности на Петербурге?
- Да, безусловно. Затраты на повышение зарплат и пенсий в Крыму, а также развитие инфраструктуры на фоне девальвации рубля существенно скажутся на российской экономике. Зарплаты и пенсии, которые в Крыму составляют в среднем 11 и 5 тыс. рублей соответственно, будут «подтягивать» до минимальных средних показателей в дотационных регионах России — 20-30 тыс. рублей. Среди двухмиллионного населения Крыма 200 тыс. человек работают в бюджетной сфере, а еще 600 тыс. – пенсионеры. Не стоит забывать и о военнослужащих и военных пенсионерах, у которых пенсии должны быть еще выше. Кроме того, в «наследство» Крыму достался дефицитный бюджет, теперь же дефицит этот увеличится. И правы те, кто говорит, что дополнительные расходы будут составлять несколько триллионов рублей.
- Инфраструктуру полуострова тоже придется поднимать…
- Разумеется. Нужно будет полностью перестраивать аэропорт в Симферополе, строить мосты через Керченский пролив, о котором говорят давно, строить дороги, чтобы собственно попадать в Крым, потому что трасса «М-4 Дон» перегружена до предела и ее нужно расширять. Словом – дел непочатый край…
- И все-таки о производствах. Если их будут перекидывать в Крым, не возникнет ли в других регионах безработица?
- Я не очень серьезно отношусь к тому, что говорят о переводе производств в Крым. Ведь на них должны работать специалисты, а их там нет. Квалифицированные кадры и в Петербурге, и, кстати, в Москве, с днем с огнем трудно найти. Заполучить на работу хорошего сварщика, слесаря, современного токаря отнюдь не просто! А уж в Крыму откуда возьмутся такие специалисты? Ну, разве что среди отдыхающих. Поэтому, на мой взгляд, данные измышления - просто разговоры ни о чем. Главная проблема лежит не столько в экономической плоскости, сколько в идеологической, в векторе движения государства.
- А именно?
- Россия, как я уже упомянул, избрала исповедание «права сильного», по крайней мере сделала серьезный шаг в эту сторону. Но путь этот чрезвычайно труден и чреват опасностями. Если не соблюдать точную меру и крайнюю осторожность, то в долгосрочной перспективе крайне велики репутационные риски, а это неприемлемо.
- Украинский вопрос отразился и на национальной валюте, девальвация рубля продолжается. Люди опасаются, что полки в магазинах могут опустеть…
- Я не думаю, что до этого дойдет. Да, в сочетании с девальвацией рубля цены будут расти. Главное, чтобы сверху не последовал приказ об их сдерживании. Только это может спровоцировать пустоту в магазинах. И если мы, старшее поколение, этого вряд ли испугаемся, поскольку имеем соответствующий опыт выживания, то молодежь вряд ли переживет такой вольт спокойно. Именно поэтому в подобные игры я бы не играл, а жил бы по правилам, в том числе и экономическим.
- Еще о наболевшем. Насколько серьезны санкции запада в отношении России?
- Пока это только разговоры. Нужно понимать, что мир глобализирован. А в условиях глобализации санкции просто невозможны. Они были возможны в отношении Ирана просто потому в этой стране нет ничего такого, чего нельзя было бы взять где-то в другом месте. С Россией этот номер не пройдет. Тут дело не в санкциях, а в том, что мы сделали сами себе. Если бы Россия, Украина и Крым двигались в сторону Европы, то все было бы по другому. Но мы решили пойти в своим путем не в Европу и не в Азию, а в то, что многие не без юмора определяют как Азиопу. Посмотрим, что из этого получится.
- Остановимся ли мы на Крыме, или границы будут расширяться и дальше?
- Теперь я отвечаю, что все может быть. Еще неделю, назад, наверное бы сказал, что мы остановимся на провозглашении Крыма как независимого государства. Это никого не затронуло бы. Потому что в мире есть очень много таких территорий.
- Вы привели в пример Иран, теоретически можно допустить, что с него снимут нефтяное эмбарго?
- Это большая шахматная игра. Сложно предсказать как в США и на западе отреагируют на поступки нашей страны. Это вопрос открытый, вот например, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан, была выработана специальная стратегия, которая привела к тому, что уже в середине 80 – х годов, резко упали цены на нефть. Это был длительный процесс, этим вопросом занимались специальные стратеги, которые провели большую работу. Ваш вопрос про Иран может смыкаться с этой стратегией. Сейчас мы перевернули шахматную доску, изменили правила игры, которые существовали после 1945 года. К счастью, у всех хватило ума не стрелять друг в друга. Но это не значит, что вопрос исчерпан. Это значит, что он перешел в другую плоскость. Брошен вызов, и теперь вопрос состоит в том, как действовать дальше. Я над этим размышляю, но это не является предметом для меня, потому что я - часть России, и я думаю, что это означает с точки зрения моей страны. А с точки зрения моей страны это означает, что тема попыток возврата территорий пока не закрыта. Поэтому, повторюсь: не вопрос кому там принадлежит Крым, вопрос – куда нам с этим приобретением дальше двигаться?
- Возвратимся к санкциям. У многих депутатов дети учатся за рубежом. Если на это посмотреть с точки зрения патриотизма, логично было бы обучать их в России ?
- Я вообще считаю, что было бы правильным после принятия «закона Димы Яковлева» принять закон запрещающий депутатам лечиться за рубежом .Если ты депутат - лечись в России. Кстати это в положительную сторону сказалось бы на нашем здравоохранении. А то мало ли что народному избраннику вмонтируют, это же стратегический вопрос. В отношении обучения считаю также.
- На ваш взгляд диалог в отношении Крыма был возможен?
- Уверен, что да. Надо было искать компромиссы, общие интересы, адекватные подходы. Все задачи можно было решить за столом переговоров, даже в отношении киевского правительства. Требовать, чтобы оттуда ушли радикалы и экстремисты. В итоге мы пока – пусть и формально - но страна с непризнанными границами.
- Почему Кремль не хотел вести диалог с новой украинской властью?
- Фактор Крыма требовал ускоренного решения – так уж сложилось объективно.
- Теперь это возможно?
- Думаю, что, при всех прочих нюансах, диалог с Украиной может быть вполне конструктивным. Кстати вы обратили внимание на последнее выступление Яценюка? Оно было на русском. Он сказал очень важную вещь, что сделает все, чтобы между Украиной и Россией установились дружеские и партнерские отношения. И что он все приложит для этого. Он даже признал ошибки, которые были сделаны украинской властью с 2005 по 2014 год. Посмотрим, насколько это все искренне…