Появившиеся в СМИ рассуждения относительно возможного назначения на место Дмитрия Медведева Валентины Матвиенко едва ли следует воспринимать слишком серьезно. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Однако сами разговоры на эту тему заставляют задуматься: а готова ли Россия к женщине-премьеру и есть ли у нас реальные кандидаты на эту должность?
Несмотря на то, что «вбросы» с ожесточенной критикой нынешнего председателя правительства РФ начались уже давно и идут явно не случайно, предложение в качестве альтернативной ему фигуры женщины появились недавно и представляют довольно необычный для российской политики ход.
Столь смелый и «новаторским» шаг сыграл бы на пользу имиджу Владимира Путина, который на Западе зачастую представляется «рефлексирующим консерватором» и в случае назначения на премьерский пост женщины ему бы отчасти удалось разрушить этот стереотип.
В результате Путин мог бы рассчитывать на повышение авторитета среди представителей политической элиты США и европейских стран. Назначение на столь ответственный пост в России женщины свидетельствовало бы для неё о положительной «смене вех» в консервативном сознании российского руководства и служило бы косвенным проявлением постепенного приобщения России к демократическим ценностям западной цивилизации.
Между тем, смысл подобных информационных «вбросов», возможно, состоит и в проверке реакции российского общества и её подготовке к назначению на этот важный государственный пост пока еще абстрактной «женщины».
Но появление на столь ответственном посту «человека без имени» и опыта представляется маловероятным. Поэтому при таком раскладе придется выбирать из ограниченного числа имеющихся в «обойме» женщин-политиков. А есть ли они у нас вообще?
Валентина Матвиенко
Наиболее очевидной кандидатурой на замену Дмитрия Медведева выглядит, естественно, Валентина Матвиенко. Она имеет самый серьезный бэк-граунд, чтобы реально претендовать на подобное назначение. Валентина Ивановна связана с влиятельной среди высших чиновников российской власти «питерской» группой. Кроме того, Матвиенко соответствует важнейшем критериям отбора на высшие государственные посты в России – полной лояльности и личной преданности. При этом у нее очевидно нет слишком далеко идущих амбиций и она не склонна проявлять не всегда уместной самостоятельности и раздражающей инициативы.
Матвиенко обладает большим административным и управленческим опытом, а также неоценимым опытом аппаратных интриг, который может оказаться решающим. Её деятельность по основным показателям на постах губернатора Санкт-Петербурга и полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с другими крупными российскими чиновниками не была особо выдающейся, но и не была провальной. А до этого она получила серьезный опыт работы в правительстве, в котором в 1998 – 2003 гг. занимала пост вице-премьера.
Единственным минусом для подобного назначения является её 65-летний возраст. Однако Валентина Ивановна в великолепной форме, да и по мировым меркам это вообще не возраст.
Ольга Голодец
Еще одна вероятная женская кандидатура на пост председателя российского правительства – Ольга Голодец, которая обладает почти двухлетним опытом пребывания на посту заместителя председателя правительства РФ и курирования всего того, что связано со здравоохранением и оборотом лекарственных средств.
Однако других серьезных достижений (кроме всего того, что связано с «законом Димы Яковлева»), которые бы позволили ей претендовать на получение столь ответственного государственного поста, у нее пока всё же нет. Тем более, что практически любая тема, связанная в России со здравоохранением, является провальной в качестве бэк-граунда для дальнейшего политического продвижения.
Татьяна Голикова
Еще меньше шансов по этой же причине занять пост премьер-министра у Татьяны Голиковой, в послужном списке которой еще меньше позитивных достижений. Скорее наоборот: не случайно, что за время своего пятилетнего пребывания на посту министра здравоохранения и социального развития на интернет-форумах её стали называть «Мадам Арбидол», намекая на её возможное отношение к появлению в России не самых дешевых и далеко не самых качественных лекарственных препаратов.
Однако Голикова очевидно пользуется доверием президента, а по части опыта работы в правительстве и связей не сильно уступает и Валентине Матвиенко. К тому же, Путин никогда не был склонен обращать большое внимание на публичный имидж кандидатов, которых он рассматривает при назначении на ответственные должности.
Так что, окончательно сбрасывать Татьяну Голикову со счетов все же не стоит.
Эльвира Нибиуллина
Ещё больше шансов занять пост правой руки президента у Эльвиры Набиуллиной - как у опытного министерского работника VIP-уровня, ранее занимавшей ответственные посты в правительстве и хорошо знающего специфику его работы. Однако её послужной список несколько портит то, что последние месяцы, проведенные ей в кресле председателя Центробанка, сопровождались настоящим банковским погромом и бесконечным падением курса рубля.
С другой стороны, этот момент нивелируется её достижениями в «наведении порядка в российской банковской сфере за счет реальной ликвидации кредитных учреждений с сомнительной репутацией.
Оксана Дмитриева
Среди не самых очевидных кандидатов следует обратить внимание еще на одну женщину, добившуюся успеха в политике не совсем обычным для России образом. Оксана Дмитриева, обладающая наиболее серьезными знаниями в области экономики, которая являлась одной из главных оппонентов бывшего министра финансов Алексея Кудрина как раз тогда, когда его авторитет в правительстве был непререкаем. Тем не менее, пока её опыт работы в государственных структурах гораздо меньше того, что имеется у Валентины Матвиенко. По сути, кроме кратковременного (май – сентябрь 1998 г.) руководства Министерством труда и социального развития в её багаже нет серьезного опыта государственной службы.
Кроме того, несмотря на «питерское» происхождение не все в порядке у Дмитриевой с точки зрения «истинных путинцев» и в плане лояльности действующей власти. В течение длительного времени она являлась видной представительницей партии «эсеров» в Государственной Думе, что было бы еще пол беды, но что гораздо хуже, отказывалась перейти в «Единую Россию», когда ей это предлагали. Не лучшим образом здесь сказывались и ее действия, направленные против Валентины Матвиенко в период губернаторства последней на посту губернатора Санкт-Петербурга, что било рикошетом по позициям партии власти в целом.
Кроме того, некоторых видных единороссов не может не раздражать «политические ухаживания» за ней со стороны руководства КПРФ, включая самого её главу Геннадия Зюганова.
И, наконец, еще одним косвенным признаком того, что в ближайшее время мы едва ли увидим Оксану Дмитриеву кандидатом в премьеры является то, что в конце ноября 2013 г. она решила баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга. Опять же, в качестве оппозиционного кандидата.
***
Итак, своего рода шорт-лист для выбора у нас есть, но он пока не слишком убедителен. К тому же, говорить о замене Дмитрия Медведева еще рано. Несмотря на то, что в последние годы Медведев не демонстрировал серьезных самостоятельных успехов в работе, параллельно демонстрируя властные амбиции и даже порой несогласие по ряду направлений с курсом Путина, в целом он уже более чем подтвердил свою лояльность Путину в самый ответственный момент и вполне устраивает президента на сегодняшний день.
К тому же, сейчас для подобных кадровых перестановок не самое лучшее время. Они могут быть оправданы в случае возникновения в России серьезных экономических проблем и их заметного социального резонанса. Но их нет и говорить об этом рано. Главный имиджевый проект Владимира Путина, Олимпиада в Сочи, завершился блестяще. Банковская зачистка и фактическая девальвация рубля также не привели к резкому ухудшению ситуации в стране.
В этих условиях устраивать политическое шоу с развенчанием «премьера-троечника», попросту нет смысла. Его лучше отложить до более подходящего момента. Например, до следующих парламентских выборов 2016 г. Вот тогда можно будет вернуться к кандидатуре на пост премьера правительства президента Путина. В том числе, кандидата - женщины.