В Ульяновске 17 февраля в районе аэропорта, в регулируемой зоне полётов, появился неопознанный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Беспилотник немного напугал лётчиков Л-29 – лёгких реактивных учебных самолётов ДОСААФ, которым зашёл в хвост. Затем он направился в сторону Пензы и исчез с экранов радаров.
Лётчики утверждали, что аппарат был сравним размерами с их самолётами. Видел машину, двигавшуюся на высоте 2100 м со скоростью более 500 км/ч, и диспетчер. Никакого разрешения у неизвестного «Летучего голландца» на пролёт регулируемой зоны и вообще на появление в этом районе не было. Как не было и оповещения о таком полёте. И Министерство обороны России, и авиапромышленность официально открестились от беспилотника, заявив, что в этом районе никаких полётов не совершалось.
Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что, скорее всего, это был именно отечественный военный крупный БПЛА. Очевидно, он ещё не рассекречен, поэтому его полёт и отрицают все стороны.
Кандидатов на эту роль немного. Питерская компания «Транзас» совместно с казанским ОАО ОКБ «Сокол» с 2011 г. разрабатывают два проекта винтовых БПЛА большой дальности – высотный дальний разведчик «Иноходец» с весом более тонны и крылом большого удлинения и пятитонный ударный БПЛА «Альтиус-М». Оба они, как ожидается, должны начать испытания именно в 2014–2015 годах.
Однако, судя по рассказам пилотов Л-29, БПЛА был реактивным аппаратом, схемы «летающее крыло». В своё время был такой проект МиГ «Скат», но он уже закрыт. Поэтому самый реальный кандидат – ударный БПЛА ОКБ им. Яковлева «Прорыв-У», о котором известно очень мало. Эта машина разрабатывается по заказу МО РФ в атмосфере секретности и также построена по схеме «летающее крыло». Вполне вероятно, что программа вышла на стадию испытаний, для которых и перегонялся аппарат. Но что-то в управлении пошло не так, и он «забрёл» в окрестности аэропорта.
Ещё один секретный проект беспилотника – ударный аппарат «Охотник» разработки ОКБ им. Сухого – вряд ли подходит под описание. Он и начал разрабатываться совсем недавно, и ещё не дорос до лётной стадии. Да и класс массы у него совсем иной – 20 тонн, и размеры явно больше, чем у учебной «элки».