Госдума приняла во втором чтении законопроект о выборах депутатов Госдумы. Возвращена смешанная система – по партийным спискам и одномандатным округам.
Как и обещал накануне председатель Думы С. Нарышкин, самыми обсуждаемыми поправками (а всего их ко второму чтению было внесено 639) стали условия регистрации федеральных списков кандидатов для участия в выборах. Предполагается, что партия получит такую возможность, если по результатам последних выборов в Госдуму её список был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. А также если список кандидатов был допущен к распределению депутатских мандатов в Заксобрании хотя бы одного субъекта РФ. Ещё один вариант зарегистрировать партийный список на выборах – собрать не менее 200 тыс. подписей граждан, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей.
По мнению ряда экспертов, закон о выборах депутатов Госдумы в обновлённой редакции будет способствовать повышению политической конкуренции. Документ также направлен на борьбу с партиями-спойлерами (то есть подставными партиями, главной целью которых является не победа на выборах, а оттягивание голосов конкурентов).
По данным специалистов, с принятием этой поправки без сбора подписей в новых выборах в Госдуму смогут участвовать кроме нынешних парламентских партий («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР) «Яблоко», «Патриоты России», «Родина», РПР-Парнас, «Правое дело», «Гражданская платформа», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Коммунисты России».
Поправки в закон, к сожалению, не отменили так называемый «метод империале»,который используется у нас при подсчёте голосов. Он заключается в том, что все голоса партий, не набравших проходной балл в 5%, переходят к партии, набравшей большинство голосов. В российских условиях это только партия власти, которая получает в результате дополнительно до 15% голосов. Метод, надо сказать, был изобретён и применялся в Италии во времена правления г-на Муссолини, или, как его называли, – дуче.