3 сентября минувшего года на встрече в Москве президентов России и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна было обнародовано обоюдное политическое согласие глав государств на скорое вступление этой закавказской страны в Таможенный союз.
Тогда же была подписана «дорожная карта», предусматривающая мероприятия по сближению правовых и административных систем Армении и стран-участниц Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – России, Казахстана и Белоруссии. 25 декабря премьер-министр Армении Тигран Саркисян после встречи глав правительств стран Таможенного союза в Минске заявил журналистам, что «договор о членстве Армении в Таможенном союзе может быть готов к маю», а над его текстом работают 22 группы лучших армянских специалистов.
Расширение пространства Таможенного союза в Закавказье, безусловно, имеет главным образом политическое, а не экономическое значение, поскольку, как заявил российский президент на встрече глав государств СНГ в Минске, взаимный товарооборот стран, входящих в состав этого экономического союза неуклонно снижается, а вхождение в состав ТС Армении с её депрессивной экономикой, даже если ей будут предоставлены все возможные с точки зрения здравого смысла льготы и преференции, не придаст импульса развитию экономик его стран-основательниц – России, Казахстана и Белоруссии. Двадцать лет с момента провозглашения государственной независимости жизнеспособность Армении на 75 процентов зависела и ещё очень долго будет зависеть от прямых внешних дотаций, в какой бы форме они не выражались, и поэтому совсем не важно, будут ли они облагаться таможенными сборами и пошлинами или нет. Российский природный газ и электроэнергия поставляются в Армению по цене втрое ниже мировой и даже ниже той, по которой их приобретают российские внутренние потребители – граждане и предприятия. Следовательно, сегодня Армения живёт в долг и за счёт каждого гражданина России, поэтому товарооборот с ней всё равно останется однонаправленным, обеспечивающим потребление армянских граждан. В случае вступления Армении в состав Таможенного союза рост товарооборота между странами-участницами этого межгосударственного объединения будет зафиксирован лишь на бумаге, так как в него будут записаны нынешние поставки России в Армению, пока не учитывающиеся в суммарном товарообороте организации, хотя этот шаг, конечно, снизит в определённой мере бюрократические издержки в связи с отменой таможенного оформления грузов, но экономия средств от этого будет незначительной.
Постольку в деле вступления Армении в Таможенный союз политические вопросы для России превалируют над экономическими, неизбежно и в самой ближайшей перспективе потребует ответа один из самых злободневных среди них, – где конкретно на Кавказе будет проходить его граница? И интерес к этому вопросу во всём мире далеко не праздный: Армения уже 20 лет осуществляет оккупацию пятой части территории Азербайджана. И оттого, каким будет ответ на этот вопрос, напрямую будет зависеть позиция международного сообщества на предмет того, поддерживают ли на деле Россия, Казахстан и Белоруссия агрессию Армении против Азербайджана или нет.
Позиция официального Баку на этот счёт хорошо известна и сформулирована она предельно ясно: граница Таможенного союза в случае вступления в его состав Армении должна проходить по международно-признанной государственной границе между Арменией и Азербайджаном, т.е. не по линии разделения огня, а по линии, указанной на всех политических картах мира. Иными словами, земли Нагорного Карабаха и иных оккупированных районов Азербайджанской Республики в состав зоны Таможенного союза входить не должны, а для того, чтобы режим оккупации не превратился на практике в режим колонизации вдоль границы Армении и оккупированных территорий, а также на границе оккупированных территорий с Ираном должны быть организованы таможенные посты для контроля товарооборота. Конечно, мне могут возразить, дескать, ныне совокупный валовой внутренний продукт оккупированных территорий не превышает 10-15 миллионов долларов, а поэтому бессмысленно устраивать таможенные посты на границе Армении и захваченных ею азербайджанских территорий, т.к. на них нечего будет контролировать. Однако реальность несколько иная.
Тема возможного превращения оккупационного режима в колониальный была обозначена не случайно. На территории захваченных Арменией исконных азербайджанских районов, не относящихся к Нагорному Карабаху, – Кельбаджарском, Губадлинском, Зангиланском – сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, которых нет в Армении. Причём уже сегодня ведётся их активная, но абсолютно незаконная разработка. Так, ресурс Google Earth любому желающему позволяет воочию убедиться в том, что армянские власти ведут активные работы на азербайджанском золоторудном месторождении Соютлу в оккупированном Кельбаджарском районе. На снимках, сделанных из космоса, чётко запечатлён большой котлован, грузовые машины и горнодобывающая техника. «Соютлу» является очень богатым и перспективным месторождением: по данным Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, с него во времена СССР было добыто 27,6 тонн золота. Сколько добыто его за 20 лет оккупации – остаётся тайной за семью печатями.
Помимо золота в верхнем течении реки Тертер в том же Кельбаджарском районе находится уникальное месторождение кобальта с прогнозными запасами до 150 тысяч тонн, а также месторождения хрома, лития, бериллия и других цветных металлов, необходимых для радиоэлектронной и медицинской промышленности. Там же обнаружены месторождения барита, серного колчедана, ртути, огромные месторождения сырья, содержащего алюминий. По данным азербайджанских спецслужб, в Губадлинском и Зангиланском районах уже сегодня армянские горнопромышленники ведут разработку и добычу меди и молибдена. Официальный Ереван также поставил перед геологами задачу найти запасы нефти и газа на оккупированных территориях, в связи с чем уже сейчас ведутся разведочные работы на двух буровых установках в Физулинском и Джебраильском районах, которые показали наличие месторождений нефти. Помимо этого, как считают специалисты, в Нагорном Карабахе, который также оккупирован Арменией, имеются запасы нефти и газа – в общей количестве около 300 млн. тонн. Геологи отмечают, что в долине реки Араз имеется три месторождения нефти и природного газа, совокупные запасы которых достигают 200 млн. тонн нефти и 250 млрд. кубометров газа.
Помимо полезных ископаемых на оккупированных Арменией азербайджанских землях есть и иные природные ресурсы – водные и биологические, которые также являются объектом разграбления или ненадлежащего распоряжения, приводящего к их безвозвратному уничтожению. Ни для кого в мире не секрет, что в 2007 году по всему Карабаху бушевали лесные пожары, приведшие к истреблению стихией двух третей лесов Закавказья. Армянские оккупационные власти не приложили даже малейших усилий по их тушению, в результате чего тысячи километров некогда прекрасных ландшафтов превратились в безжизненную пустыню, виды которых из космоса также легко можно получить с помощью ресурса Google Earth. Бездействие армянской оккупационной администрации, ставшее причиной гибели лесов в Карабахе, в том числе реликтовых, стало предметом осуждения единственной в мировой практике резолюции Совета Безопасности ООН. Поэтому принятие Армении в члены Таможенного союза может принести его странам-участницам не только выгоды от расширения рынка сбыта товаров, но также репутационные издержки и экологические проблемы, расходы на преодоление последствий которых могут значительно больше, чем полученная в будущем прибыль.
Приведённые выше цифры и факты свидетельствуют о том, что политический вопрос границы Таможенного союза на Кавказе может иметь вполне весомую экономическую составляющую. Очень велик соблазн сохранить режим оккупации и тем самым наложить лапу на природные богатства, принадлежащие де-юре Азербайджану. Но тогда будет беззастенчиво попрана приверженность принципам международного права, декларируемая Москвой, Астаной и Минском, одним из которых является отказ от колониализма и колониальных завоеваний. Ни для кого не секрет, что режим оккупации азербайджанских территорий осуждён четырьмя резолюциями Совета Безопасности ООН, в которых поименованы все районы Азербайджанской республики, не относящиеся собственно к Нагорному Карабаху, захваченные армянскими вооружёнными формированиями в 1992-1994 гг., резолюциями Парламентской ассамблеи Совета Европы, Организации «Исламская конференция» и иными актами международного права, имеющими в соответствии с Уставом ООН и иных межгосударственных объединений общеобязательными для их членов. Пока все они адресованы Армении, обязывая её уйти с захваченных земель, но в случае её вступления в Таможенный союз в порядке трансгрессии будут перенесены на входящие в него страны-участницы. И тогда Россия, Казахстан и Белоруссия станут соучастниками оккупации земель Нагорного Карабаха, а этого только и ждут их конкуренты, чтобы вернуть ситуацию к эпохе «холодной войны» и ввести эмбарго, которое остановит их технологическое и техническое развитие и оставит в положении сырьевого придатка индустриальной цивилизации.
Николай БЕКЕТОВ, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, к.э.н.