24 декабря в Москве на собрании Высшего евразийского экономического совета, как мы и прогнозировали в прошлом номере, была одобрена Дорожная карта по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
Напомним, Евразийский союз (ЕАС) – это проект союза суверенных государств с единым экономическим, военным и таможенным пространством. Он должен заменить Таможенный союз в 2015 году.
Сейчас в Высший евразийский экономический совет входят: президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В работе совета также приняли участие: президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, президент Армении Серж Саргсян и премьер-министр Украины Николай Азаров.
Президент России Владимир Путин: «Мы создаём этот союз для укрепления наших экономик, обеспечения их гармоничного развития и сближения друг с другом»
Выступая на открытии совета, Владимир Путин отметил:
«В условиях неустойчивой глобальной конъюнктуры единый евразийский рынок становится одним из основных источников роста экономик «тройки». Уже не столько внешний спрос, сколько спрос внутри Таможенного союза обеспечивает загрузку наших предприятий в самых разных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг.
Для России Таможенный союз – Белоруссия и Казахстан – это третий по значимости рынок в мире после ЕС и Китая. За последние годы – с 2010 по 2012‑й – наш товарооборот со странами Таможенного союза возрос на 15 миллиардов, то есть практически на четверть.
Важная тенденция – сокращение доли сырьевых ресурсов во взаимной торговле с 40 до 33% за время функционирования Таможенного союза. То есть у нас происходит улучшение структуры товарооборота, замещение сырьевых товаров, они замещаются технологичной продукцией, товарами высокой добавленной стоимости».
Александр Лукашенко в своём выступлении особо выделил принцип свободы передвижения товаров как один из важнейших в создаваемом союзе:
«Мы создаём Евразийский экономический союз, в котором будет функционировать Единое экономическое пространство. Так записано в нашем решении, принятом в Астане в мае этого года. Там же подчёркнуто: как правило, без изъятия ограничений.
В вопросе обеспечения свободы передвижения товаров мы продвинулись гораздо дальше, чем в сферах услуг, капитала и рабочей силы. Это логично, ведь Таможенный союз мы начинали создавать раньше, чем ЕЭП, однако даже по товарам мы не завершили работу. Несмотря на достигнутые в «тройке» договорённости, остаются изъятия, включая алкогольную, табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и так далее. Уверен, что идти в экономический союз, не закончив формирование таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно.
Свобода передвижения товаров должна стать своего рода примером для обеспечения всех других свобод. В противном случае даже неэкономистам ясно, что вся идея создания союза и его экономический смысл могут быть поставлены под сомнение. Поэтому предлагаю зафиксировать, что мы признаём национальный характер и режим в отношении торговли товарами, то есть рассматриваем товары друг друга как свои собственные, выводим их из-под всяких изъятий, будь то экспортные или иные пошлины и сборы, количественные ограничения или что-то другое, в том числе всякие препятствия, и одновременно целенаправленно работаем над реализацией тех договорённостей, которые закреплены в базовых соглашениях Единого экономического пространства».
«Дорожная карта по Армении в целом согласована, полагаю возможным её принять. Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с Нагорно-Карабахским конфликтом остаётся открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать «карту», но с особым мнением, которое будет приложено. Думаю, что в ходе обсуждения наши эксперты придут к согласованию этих вопросов. Они теперь уже несложные, большую часть дороги мы уже прошли. Если мы ещё раз встретимся в марте и ещё раз посмотрим, сколько работы сделано, тогда назначим срок – лето (май-июнь, я думаю). Мы подойдём к завершению переговорного процесса для подписания договора и запуска нашего совета с 1 января 2015 года».
Кроме этого отметим разное видение политической составляющей будущего союза президентами Белоруссии и Казахстана.
Лукашенко: «Будет наш союз международной организацией или нет? Появилось мнение, что об организации говорить рано, поскольку непонятно, что у нас получится в итоге. Убеждён, что союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена нами необходимой правосубъектностью.
Необходимо чётко, на наш взгляд, определить юридическую силу и иерархию актов союза. Принципиально, чтобы решения Высшего и Межправительственного советов были не просто политическими документами, а обязательными для всех сторон нормативными актами».
Назарбаев: «Политизация создаваемого союза недопустима. Давайте создадим экономический союз, всё придёт в своё время. Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции.
Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам, не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза
Кроме того, такие предложения, как наделение Высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств, неприемлемы. Комиссия у нас и есть наднациональный орган, наделённый полномочиями. Мы это сделали и пошли, чтобы продвинуться к интеграции. Её полномочия чётко регулируются подписанными договорами и соглашениями, относятся исключительно к экономической сфере».
Все три президента, несмотря на высказанные довольно противоречивые подходы к формированию некоторых институтов и структур союза, уверены в том, что новое объединение заработает, как и было намечено ранее, 1 января 2015 года. То есть объединению быть, и работа идёт согласно ранее утверждённому плану. «Наши эксперты в целом согласовали основную – институциональную – часть договора. В ней определён международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, отражены базовые принципы евразийского интеграционного процесса. В их числе – приверженность справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной, я хочу это подчеркнуть, основе, стремление к всемерному развитию экономик стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и самое главное – нацеленность на повышение благосостояния наших граждан.
Следующий шаг – разработка функциональной, или отраслевой, части проекта договора о Евразийском экономическом союзе.В этой части должны быть зафиксированы конкретные обязательства стран «тройки» по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы», – подвёл итоги совета Владимир Путин.
«Технологически» дальнейшая хронология такова: Очередное, но уже завершающее подготовительное заседание Высшего совета назначено на 1 марта следующего года. К этому времени должна быть подготовлена и функциональная (отраслевая) часть договора. В ней будут расписаны конкретные обязательства сторон по свободному движению товаров, капитала и рабочей силы внутри союза. В мае 2014 года планируется уже подписание полностью готового и всеми согласованного договора о создании ЕАС. Соответственно, национальные парламенты стран – участниц ЕАС должны успеть ратифицировать договор до 1 января 2015 года.