Михаил Ходорковский вновь заинтересовал следственные органы – близится его освобождение из-под стражи. Прокуратура от туманных намеков перешла к конкретике, и выделяет эпизод о легализации неких миллиардов.
С учетом того, что бывший владелец ЮКОСа и его подельник, глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев сидят уже почти 10 лет, и вот-вот близится освобождение, а об их деятельности в тюрьме никаких порочащих известий нет, сложно предположить, что еще можно накопать против опальных бизнесменов.
Ранее о возбуждении нового дела туманно намекал заместитель генпрокурора Александр Звягинцев, теперь он это подтвердил. Газета «Ведомости» получила в свое распоряжение копию одного из постановлений следствия, в котором сообщается, что якобы ученые-экономисты и эксперты, проводившие экспертизу второго дела Ходорковского и не обнаружившие там состава преступления, получали вознаграждения из денег, полученных от продажи похищенной нефти ЮКОСа и замысливали каким-то образом провести изменения законодательства на деньги и в интересах Ходорковского и Лебедева.
Деньги, опять же по версии следствия, поступали из голландского Stichting Administratiekantoor Yukos International UK B.V, которому с целью отмывания была передана часть активов компаний, подконтрольных Ходорковскому, через членов организованной группы, скрывающихся от следствия за рубежом. Эти деньги руководитель Центра правовых и экономических исследований Елена Новикова тратила на мероприятия по противодействию предварительному следствию и судебному рассмотрению второго дела Ходорковского и Лебедева.
Политологи и юристы пребывают в шоковом состоянии: дело в том, что согласно российскому действующему законодательству, Ходорковский и Лебедев отсидели уже срок за аналогичные статьи, а дважды за одно и то же наказывать нельзя, к тому же истекли давно сроки давности. Вменить в создавшихся условиях можно только особо тяжкое преступление: например, попытку захвата власти или терроризм. Видимо, именно с этим связаны намеки на изменение законодательства, хотя как его могут поменять эксперты и ученые, неизвестно.
Российские юристы и политологи опасаются, что, во-первых, происходит приватизация правосудия – кого хочу, того и сужу, и так, как мне нравится, а во-вторых, следственные органы окончательно выходят из-под контроля кого бы то ни было: президенту Ходорковский уже давно ничем не угрожает, молодежь про него уже и не помнит, место сакрального оппозиционера занял Алексей Навальный. Да и сам Михаил Борисович после 10 лет тюрьмы неоднократно признавался, что не готов к политической борьбе. Кажется, следствие и впрямь становится «независимым» - но только уже начало жить собственной и очень загадочной жизнью.