Аргументы Недели → Политика

Основной закон – царское дело и народная жизнь

, 11:29

Конституция России, 20-летие которой отмечается 12 декабря, при всех политических и идеологических спорах точно имеет одну уникальную особенность – это первый Основной закон страны, не переписанный под конкретного руководителя.

Как известно, была «ленинская», «сталинская», «брежневская» Конституции. Но только относительно короткие периоды пребывания у власти конкретных правителей не позволили принять «хрущевскую» и «горбачевскую» Конституции, оказывается, они были готовы.   

Нынешний Основной закон, разработанный в тяжелом 1993 году путем сложных переговоров, работает уже 20 лет, и почти две трети этого периода во главе страны стоит В.Путин. Который стал первым лидером, не стремящимся переписать главный документ.

О том, как рождались, умирали и развивались конституционные идеи, с приведением конкретных документов, рассказывает проект, не имеющий аналогов в мире. Виртуальный музей Конституции создан в Президентской библиотеке совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова. Главным инициатором его появления стал С.М. Шахрай, один из авторов действующей Конституции, советник Б.Н. Ельцина в 90-е годы, до последнего времени – руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации. Сейчас С.М. Шахрай работает проректором МГУ, пишет книги, последняя из которых так и называется – «О Конституции», и в нее вошли многие материалы, связанные с непростым политическим периодом принятия Основного закона. А виртуальный музей стал совершенно новой, неожиданной площадкой воплощения его, по собственному признанию, давней затеи – показать «кухню» принятия важнейших политических решений для простых граждан.

Прожекты: от декабристов до Горбачева

Из материалов виртуального музея следует, что Основной закон – всегда был делом первого лица в государстве. Здесь представлены уникальные проекты конституционных материалов в оригиналах, которые специально оцифрованы. Так, «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.Муравьева были обнаружены в 19 веке во время следствия по делу восстания декабристов, в 1826 году. Затем они надолго оказались в архиве, и при Советской власти документы были малодоступны.

Между тем, решения по тому делу надолго остудили пыл революционных и конституционных идей, которые возобновились при Александре II. Князь Валуев писал царю, что «верноподданейше повергает на всемилостивое воззрение прилагаемую записку». Ищущий император-реформатор петицию не отверг, а наложил дипломатичную резолюцию: «Предложения эти так важны и требуют столь зрелого обсуждения, что я сомневаюсь, чтобы мы успели прийти к какому-либо заключению в одно совещание»…

Так же, как и эти прожекты, не была принята «конституция Хрущева», хотя в музее есть пояснительная записка по ней и подготовленный текст. Никита Сергеевич хотел добавить, что СССР есть свободное социалистическое общество рабочих, крестьян, интеллигенции (!-авт.), всех трудящихся, составляющих в единстве советский народ. Кроме упоминания об интеллигенции в хрущевском проекте есть слова, отражающие характер тогдашнего главы страны. Статья 3 гласила: « Советское социалистическое общество организует отношения людей по принципу: «Человек человеку – друг товарищ и брат».

При этом, Хрущев сам правил проект так, чтобы лишних свобод реально не давать. В статье 12 он зачеркивает, что советский народ непосредственно участвует в подготовке решений государства. Вписано вначале слово «обсуждении», затем – «разработке», как говорится, оттепель же…

Конституция М.С. Горбачева не вышла дальше экспертного сообщества, и в ней в отличие от остальных документов нет авторских правок, уточнений.  В целом, этот документ, оцифрованный для виртуального музея, выглядит каким-то набором лозунгов – как и политика того времени.

Автор – Б.Н. Ельцин

Совершенно по-другому ощущаешь документы, связанные с обсуждением и принятием Конституции 1993 года. Первый Президент Российской Федерации читал, похоже, все материалы, касающиеся Основного закона. И в его правках чувствуется наступательная активность, видение конечного результата.

Ельцин вносит коррективы в порядок организации работы конституционных совещаний. Лично зачеркивает предложенное место их проведения: пресс-центр Президента и вписывает «Мраморный зал Кремля». Напротив себя как председателя собраний ставит «галочку», позицию «заместители председателя» вычеркивает. Заодно убирает из списка участников М.А. Федотова, С.Б. Станкевича, Б.Г. Федорова, Ю.Х. Калмыкова. Включает А.А. Собчака, В.С. Черномырдина. В повестку дня докладов заседания вписывает: «Мэр Москвы Ю.М. Лужков». Вычеркивает  Р.И. Хасбулатова. «Стрелкой» переставляет фамилию С.М. Шахрая вверх списка членов комиссии, таким образом, демонстрируя позицию относительно его компетенции и авторитета.

В представленной референтами речи на итоговое заседании совещаний по проекту Конституции Борис Николаевич вписывает первое слово: «Здравствуйте». Вместо предложенного расплывчатого варианта: «Наше сегодняшнее заседание посвящено подведению итогов проделанной работы» появляется ельцинское, четкое: «Будем надеяться, что на первом этапе это заседание последнее».

Президент также вычеркивает из проекта выступления 2 абзаца про оппозицию, он не желает говорить, что «ее самоизоляция не на пользу общественному сознанию, не на пользу России. Приходится предположить, что тем, кто самоустранился от решения самых тонких и сложных конституционных проблем, государственная работа просто не по плечу».

Б.Н. Ельцин понимал, что история повернулась в его сторону и пользу, стал очевидным свидетельством чему созданный конституционным совещанием проект Основного закона страны. Президент не желал выяснять отношения, он стремился использовать затишье и найденные компромиссы для решения действительно государственных задач.

В сегодняшней Конституции есть несколько статей, уточненных Б.Н. Ельциным. В виртуальном музее представлен первый экземпляр, подписанный им «На референдум 12 декабря 1993 года (Всенародное голосование»).

Борис Николаевич в статью 83 вписал, что Президент «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации». Он вычеркнул лишние слова в этой же статье, что глава государства утверждает военную доктрину», в не редактированном варианте было «основные положения военной доктрины».
В статье 95 Б.Н. Ельцин уточнил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов власти. Кроме того, вписал: «Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе».


* * *

Ознакомиться ближе с этими и другими уникальными документами «живой истории» можно с 12 декабря на портале Президентской библиотеки по адресу: www.prlib.ru


«Конституция родилась в период политического кризиса, раскола в стране. Она стала документом, который актуален два десятилетия, и остается стабильным. Мы должны гордиться Основным законом, видеть в ней не  свод статей, изложенных последовательно, а эффективно работающий документ, каким она и является. Для этого и создан, в первую очередь, музей», - продолжил Сергей Шахрай.

Первая национальная электронная библиотека страны на примере уникальных материалов запланировала проводить уроки Конституции для школьников. Чтобы они могли соприкоснуться с историей не только в виртуальном музее, но и наяву. 12 декабря в здании библиотеке на Сенатской площади в Санкт-Петербурге откроется экспозиция, посвященная Основному закону, в ней наяву будут представлены многие документы, связанные с эпохой Советских и Российской Конституции, прожектами новой истории и периода правления Романовых.

И, как только об этих планах  объявили, на экскурсии стали записываться и взрослые. Видимо, причина тому, что испокон века Основной закон – дело царское,  только живут по нему простые люди.
                     
    

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram