Как известно, правительство КНР усиленно продвигает экономический проект под названием «Новый шёлковый путь». Он предусматривает строительство нового транспортного коридора из Китая через Казахстан, Россию и Белоруссию в Западную Европу. Понятно, что в перспективе заменяющий наш знаменитый «Транссиб». Вот такая она – «дружба на века».
По мнению политологов, подоплёка действий китайцев очевидна. Их руководство недовольно нынешней деятельностью таких международных организаций, как ШОС, ЕврАзЭС и Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Основной объект недовольства – руководство России. Оно тормозит усиление роли Китая в ШОС, блокируя предлагаемые Пекином конкретные проекты. Тем самым отстаивает право своего политического первенства на постсоветском пространстве. Прежде всего на территории бывших среднеазиатских республик СССР. Но Китаю давно нужны действующие проекты, а не говорильня, демонстрация намерений и пышные протокольные мероприятия. Их цель – подчеркнуть то, что Россия во главе с В. Путиным является мировой державой.
Ясно, что поставленная руководством Китая задача вовсе не в разрушении ШОС, ЕврАзЭС и ТС. Ставка – на выхолащивание деятельности этих организаций в интересах Китая. Именно поэтому членам этих организаций предлагаются дорогостоящие проекты, участие в которых сделает их зависимыми от Китая. «Новый шёлковый путь» – один из таких проектов. Он должен помочь и в реализации китайской идеи создания зоны свободной торговли в рамках ШОС. Но это блокируется Москвой. И «Новый шёлковый путь» – это обходной манёвр.
Главное для Пекина сейчас – это перетягивание Казахстана на свою сторону. И президент Казахстана Н. Назарбаев, похоже, склоняется именно туда. При этом хитроумно ублажает президента В. Путина, участвуя в мероприятиях ЕврАзЭС и ТС, подписывая с Россией массу документов. Одновременно с Пекином обсуждается вопрос о безвизовом пространстве между Казахстаном и Китаем. Сближение с Китаем поддерживается элитами и средним классом Казахстана.
Дополнением к продвигаемому Китаем проекту «Нового шёлкового пути» стало открытие в Турции 29 октября железнодорожного тоннеля «Мармарай» под проливом Босфор.