Аргументы Недели → Политика № 43(385) от 07.11.2013

Чёрная метка президенту. Инновационная

, 16:01 , Главный редактор АН

Скандалы с разоблачением государственных жуликов и распильщиков бюджета посыпались как из рога изобилия. Правоохранители обвиняют в уголовщине и воровстве мэров и заместителей министров. Кого-то, как Сердюкова, прощают. Но есть среди этих историй так называемые знаковые, когда борьба с «расхитителями социалистической собственности» смахивает на политические интриги. Одной из них вполне может оказаться грандиозное расследование Генпрокуратурой афер вокруг инновационного фонда «Сколково».

Ещё при президентстве Дм. Медведева в фонде было использовано «нецелевым» образом 22 млрд. рублей. Причём почти 2 млрд. перечислены в американский Массачусетский технологический институт. Контроль за их использованием отсутствовал. Сколковские деньги «крутились» и на счетах банка, подконтрольного президенту фонда г-ну Вексельбергу. Нарыла Генпрокуратура ещё много чего. Но главным её выводом стало то, что прокуроры выразили опасения за судьбу ещё 125 млрд. бюджетных денег для «Сколково», которые ещё предстоит освоить. Иными словами – боятся, что их разворуют. Этот пункт и вызывает опасения.

Первая реакция «специалистов» – начался подкоп под г-на Медведева, отца и основателя фонда. Он до сих пор возглавляет его попечительский совет. Но ситуация представляется сложнее и запутаннее при такой активности прокуратуры. Как известно, Дм. Медведев, будучи президентом страны, сделал всё, чтобы генпрокурор Юрий Чайка остался в должности. Его ожидаемому уходу не помогли даже скандалы с «крышеванием» прокурорскими работниками подпольных казино в Московской области. Так что г-н Чайка обязан своим благополучием Дмитрию Анатольевичу. Разве можно его кусать так нагло после всего, что он для него сделал?

Здесь самое время напомнить, что президент В. Путин предложил внести поправки в Конституцию страны. Они касались не только объединения Верховного и Арбитражного судов, но и переподчинения всех прокуроров субъектов Федерации лично президенту. После вступления поправок в силу именно он, а не генпрокурор будет назначать их в должности. При этом глава 7 Конституции прибавит в своём заглавии и станет: «Судебная власть и Прокуратура». То есть В. Путин помимо исполнительной вертикали власти, подчинённой лично ему, формирует и президентско-прокурорскую вертикаль.

Возникает вопрос: знали в Генпрокуратуре о том, что деятельность по управлению фондом «Сколково» устанавливается решениями президента страны и Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России? То есть, согласно статье 8 Федерального закона №244, лично Владимиром Владимировичем? Что это может означать в «византийских» властных коридорах, где просто так ничего не происходит, а служит чьим-то целям?

Сегодня многие российские и иностранные учёные уверены, что проект «Сколково» был создан в ущерб в первую очередь российской науке. На место, изуродованное котлованами и скрытое прекрасными цветными 25-метровыми воротами, затрачена сумма, превышающая  годовой бюджет всей Академии наук с её примерно пятьюстами научными институтами.

И вот стрелки ответственности за этот смелый «эксперимент» фактически переводятся на нынешнего руководителя. Это ж он должен был проследить, а не проследил! Как после этого ему и его президентским комиссиям можно доверить те 125 млрд. рублей, о которых забеспокоилась Генпрокуратура. Много раньше, когда аналогичные документы обо всех злоупотреблениях, зафиксированных Счётной палатой, были, согласно законодательству, переданы в Генпрокуратуру, там долго ничего не замечали. И вдруг – самое пристальное внимание, то ли от обиды за свою судьбу, то ли за судьбу благодетеля.

Как говорил Остап Бендер – просто так только кошки родятся. Особенно у нас. Вот и этот случай, скорее всего, будет иметь своё продолжение. Найдутся желающие кивать на самый верх. Этот процесс только усилится, когда власти официально открестятся от «Сколково», как от дутого пузыря. Сегодня за государственные деньги к этой территории подведены все коммуникации, строятся дороги и дорожные развязки. Говорят, даже метро тянут. Только учёных здесь нет. Лишь неведомые резиденты, которым творить науку в сколковских канавах как-то не с руки.

Неровён час, объявят эту государственную территорию объектом приватизации, убытки спишут на погодные условия. И появятся на этом месте, неплохом для коттеджного строительства, кирпичные хоромы с башенками либо торговый центр. Один такой дом, стоящий по соседству, уже продаётся сегодня за 80 млн. долларов. А земля – по 50 тыс. долларов за сотку.

Таким образом, вольно или нет, Генпрокуратура заставляет президента обратить пристальное внимание на эту «панаму». Будучи главным куратором «Сколково», он нежданно-негаданно может быть вовлечён в скандал, который нанесёт ему репутационный ущерб, от которого будет трудно избавиться.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram